Беспилотник долетел до Орла
Удар по нефтебазе стал самым далеким от границы в регионах Черноземья с начала СВО
Удар по резервуару «Транснефти» на нефтебазе в пригороде Орла, произошедший около 4 утра 16 ноября, стал первым для Орловской области околовоенным инцидентом с начала специальной военной операции. До этого атаки случались только в приграничных Белгородской, Курской и Воронежской областях Черноземья. Теперь военным предстоит установить, как именно беспилотник преодолел 170 км от границы с Украиной, от которой Орловская область отделена Брянской. Впрочем, беспилотник уже сбивали на окраине Воронежа, в 180 км от границы, но результаты расследования не были обнародованы. Глава Орловщины Андрей Клычков рассчитывает, что по итогам экспертиз правоохранительные органы предоставят жителям «максимально подробную информацию».
О «подрыве нефтебазы» предположительно беспилотным летательным аппаратом утром 16 ноября в соцсетях сообщил орловский губернатор Андрей Клычков. Он сразу заявил, что пострадавших нет, а оперативные службы «работают на месте». Речь идет о нефтебазе в селе Стальной Конь менее чем в 10 км к северо-востоку от Орла. Согласно открытым данным, она используется «Роснефтью» (для компании это один из трех объектов в Орловской области) и «Транснефтью», у которой на территории нефтебазы расположена линейная производственно-диспетчерская станция нефтепродуктопровода Рязань — Тула — Орел. В 2017 году «Транснефть» отремонтировала на ней три резервуара объемом 10 тыс. кубометров каждый, а в дальнейшем возводила аналогичные емкости взамен более маленьких.
По словам собеседника «Ъ-Черноземье» в региональной власти, удар пришелся именно в крупный резервуар «Транснефти» №28; расположенные рядом объекты «Роснефти» не пострадали. В результате попадания в верхней части боковой стенки емкости образовалось отверстие диаметром около трех метров. Резервуар был практически пуст; утечки горючего не произошло.
В ходе вечернего прямого эфира в соцсетях Андрей Клычков подтвердил, что в результате атаки на нефтебазу был поврежден один из резервуаров «Транснефти». «Масштабных разрушений нет, жертвы отсутствуют. Занимаются этим вопросом правоохранительные органы, они с утра там находятся. Уже после этого события провели оперативный штаб по безопасности, в ходе которого обсудили ситуацию на нефтехранилище. Ждем конкретных разъяснений от правоохранительного блока по источникам и причинам. Самое главное — что делать нам сейчас, чтобы обезопасить территорию нашего региона в дальнейшем? Соответствующие задачи поставлены и по линии Минобороны, и по линии всего правоохранительного блока. Когда информация от всех экспертиз поступит, органы дадут максимально подробную информацию»,— выразил надежду губернатор.
По его словам, в ходе оперштаба власти обсудили необходимость усиления мер безопасности на объектах электроэнергетики, теплоснабжения и прочей важной инфраструктуре.
«По итогам прошедших в регионе учений по гражданской и территориальной обороне также поставлен большой перечень задач. Дорогие друзья, мы десять месяцев с вами обсуждаем, что ситуация очень непростая, мы с вами на втором уровне находимся (перед нами и границей еще один регион). И помогая сегодня нашим мобилизованным, армии, добровольцам, мы помогаем в первую очередь себе. Помогаем, чтобы они выполнили свою задачу и никакая беда к нам не приходила»,— напомнил господин Клычков.
Он сообщил, что 20 декабря в регионе должна завершиться подготовка укрытий и убежищ, а также проведение мероприятий по информированию населения, размещению стендов. «Дорогие друзья, прошу не поддаваться панике и сохранять спокойствие»,— призвал глава субъекта.
Удар по нефтебазе — первый околовоенный инцидент в Орловской области с начала СВО. Село Стальной Конь с населением около 700 человек расположено примерно в 170 км от ближайшей точки границы Украины с РФ (с Брянской областью), за пределами дальности полета легких беспилотников. Источник «Ъ-Черноземье» в региональной власти предположил, что, по одной из версий, запустить аппарат могли с территории России, но это предстоит выяснить следствию.
Ближе к границе с Украиной расположена еще одна орловская нефтебаза — непосредственно в областном центре, аналогичная по масштабам объекту в Стальном Коне. Предприятие в Орле эксплуатируется исключительно «Роснефтью». В пресс-службе «Транснефти» предпочли не говорить о последствиях инцидента: там сообщили «Ъ-Черноземье», что «все комментирует орловский губернатор».
С начала спецоперации в Черноземье произошло уже как минимум 11 инцидентов с беспилотниками, не считая атак по военным объектам, о которых власти не сообщали. Большая часть атак пришлась на Курскую область. Украинские беспилотники в этом регионе сбивали 25 апреля (два возле Рыльска), 27 апреля (один над Курском), 8 мая (два советских беспилотника средней дальности «Рейс»), 11 мая (один), 28 июня (один сбит к востоку от Курска), 3 июля (два советских дальних БПЛА «Стриж» сбиты на подлете к Курску). 19 июня под атаку БПЛА попал хутор Кучеров Беловского района, в июле — жилой дом в деревне Поповка, 29 октября — электроподстанция на окраине Суджи. К серьезным разрушениям атаки не привели.
Один случай уничтожения БПЛА известен в Воронежской области: 27 апреля малогабаритный разведывательный беспилотник был сбит возле облцентра, в 180 км от границы Украины с Белгородской областью. Итоги расследования инцидента не публиковались.
Нефтебазы в Черноземье ранее попадали под украинские обстрелы дважды. 1 апреля украинские вертолеты ударили по объекту «Роснефти» в Белгороде. 15 октября снаряд попал в нефтебазу на территории Белгородского района. В обоих случаях происходили возгорания, но пожары ликвидировались в тот же день.