Бизнес измельчал

Чем объясняется рост количества малых и средних предприятий

Российские предприниматели мигрируют из розничной торговли в оптовую. По данным аналитиков «СПАРК-Интерфакс», в этом году бизнес почти на 30% чаще регистрирует компании в этом секторе. Также оживление наблюдается в сферах строительства и IT. Общее число новых малых и средних предприятий по промежуточным итогам года оказалось на 40% выше показателей 2021-го. С чем связана такая динамика? Расскажет Григорий Колганов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В этом году малый бизнес охладел к традиционно любимой сфере розничной торговли. Вместо этого предприниматели стали смотреть, например, в сторону строительного сектора, IT и оптовой торговли. Как минимум в последнем сегменте интерес подогревает уход крупных иностранных игроков, поделилась своим опытом основатель бренда свечей «Теплый вечер» Яна:

«Мы открыли ИП летом. Я хотела запустить бренд свечей еще в прошлом году и в феврале была готова это сделать, но в конце месяца стало страшно и непонятно, как заказывать материалы из-за рубежа. Когда я поняла, что все в целом отлажено, просто увеличились сроки, мы все-таки решились открыться. Конкуренция есть, но не настолько большая. Zara Home занимала огромное место в приоритетах аудитории, которой я продаю продукт. Так как ее сейчас нет, это шанс как-то закрепиться на рынке».

По данным «СПАРК-Интерфакс», в сфере оптовой торговли больше всего выросло число регистраций компаний, работающих со строительными материалами, сельскохозяйственным сырьем и химией. При этом говорить о резкой переориентации или восстановлении сектора сложно, отмечает основатель группы компаний Business Expert Марина Дяченко. По ее словам, весомая доля якобы новых малых компаний приходится на дробление больших:

«У компаний, которые что-то импортировали, экспортировали, сейчас проблемы, поэтому они ищут варианты, открывают юрлица в других юрисдикциях для того, чтобы работать.

Организации, которые не могут себе это позволить, понимают, что ниша освободилась — это во-первых. Во-вторых, им надо сделать больший упор на Россию. Это что касается оптовых предприятий. В сфере строительства это в основном дробление. Крупные компании больше подвержены налоговым проверкам. А на мелкий и средний бизнес сейчас мораторий. Поэтому легче открыть три маленькие компании в одной сфере».

В следующем году собеседники “Ъ FM” не ждут таких же оживленных действий малого бизнеса. Во многом ситуация будет зависеть от льгот и моратория на проверки, то есть того, что привлекает предпринимателей сейчас. Тем, кто открыл ИП, придется выбирать одну из немногих доступных стратегий, убежден гендиректор компании FinHelp, эксперт по финансам «Опоры России» Павел Вешаев:

«У бизнеса, особенно у среднего, есть только две развилки. Ему нужно либо активно расти, чтобы преодолеть инфляцию и падение выручки, то есть работать в два раза быстрее, либо грамотно сокращать бизнес. Рекомендуем занимать ниши ушедших западных компаний и вкладываться в локализацию, в импортозамещение, чтобы на этой волне не потерять, а может быть, и заработать».

Наибольший спад активности МСП в этом году аналитики отмечают в сфере торговли транспортными средствами. По сравнению с 2021-м показатель упал более чем вдвое. Другие аутсайдеры не столь очевидны: это архитекторы и инженеры-проектировщики.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Дарья Фоменко, Светлана Белова

Вся лента