«Сети конкурируют в поиске новых кадров»
Сергей Баранов о влиянии СВО на фитнес-индустрию
Российский фитнес-рынок по итогам трех кварталов 2022 года продолжает стагнировать — его совокупная выручка выросла всего на 3% год к году, а по отношению к 2019-му — снизилась на 13%. После объявления в России частичной мобилизации продажи новых карт и трафик в спортклубах рухнули на 30–70% в зависимости от региона. Такие данные по запросу Forbes предоставила глава Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина. О ситуации в Краснодарском крае рассказал директор регионального представительства Ассоциации операторов фитнес-индустрии Сергей Баранов.
«В больших сетях Краснодарского края ситуация не такая печальная, как по России в целом. После отмены ковидных ограничений фитнес-клубы значительно нарастили свои показатели и приблизились к результатам 2019 года. Но после начала СВО продажи просели по итогам первого квартала в среднем на 5–7%. С середины апреля люди начали возвращаться в фитнес-клубы. Аэропорт закрыт, перемещаться куда-то очень сложно. И фитнес стал одним из тех мест, где можно избавиться от стресса, отдохнуть, набраться сил, энергии, позитива. Рост продаж в крупных сетях и единичных клубах стал очевиден с начала мая по сентябрь — в среднем на 20–25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Частичная мобилизация обострила существующий в отрасли кадровый голод. Большинство сотрудников фитнес-клубов — молодые мужчины призывного возраста. Кого-то мобилизовали, но многие этой осенью уехали из страны. Сейчас сети конкурируют в поиске новых кадров.
Другая проблема этого года — увеличение сроков поставок нового оборудования в связи с санкционным давлением на Россию. Если раньше даже самое сложное и дорогое оборудование поставляли за 2–3 месяца, то сейчас транспортировка занимает 5–6 месяцев.
До начала СВО была гибкая система оплаты. Сначала — небольшая предоплата. Потом, когда груз проходил таможню и заходил на территорию России, вносили основное тело платежа. И уже по факту получения его на месте шла финальная оплата. Теперь все производители просят 100-процентную предоплату, что существенно усложняет процесс закупки оборудования.
Следующая проблема — это запчасти для тренажеров. В клубах много импортного оборудования, которое требует регулярного сервисного обслуживания. В первую очередь это касается кардиооборудования. Подшипники, валики, полотна беговых дорожек, платы управления беговыми дорожками периодически выходят из строя. Кроме увеличения сроков их поставок, как минимум в два раза выросла и их стоимость. Запчасти у прежних поставщиков из Южной Кореи, США, Италии, Тайваня клубы закупают теперь через третьи страны.
Это очень узкий специфический рынок, и перейти на других производителей здесь очень сложно. В России только начинают производить кардиооборудование. В Питере компания "Форман" выпускает линейку силовых тренажеров, но на данный момент срок исполнения заказов от 4–5 мес. Отечественные тренажеры занимают незначительную долю в линейках оборудования крупных сетей. К сожалению, в нашей стране предприятий, которые производят хорошее оборудование, пока немного, и обеспечить весь спрос на рынке они не могут».
Читайте нас в Telegram