Старинные предметы — в дар музею
Меценатство
Меценат Михаил Карисалов передал в дар музею-заповеднику «Царское Село» десять редких предметов XVIII–XIX веков.
Это картина Карла фон Штейбена «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной», посвященная дочери Николая I и императрицы Александры Федоровны; часы в стиле второго рококо (высотой более метра), зеркала, банкетки, стол и полушкаф. Все эти произведения искусства и предметы мебели украсят дворцовые интерьеры. Теперь в коллекции музея 222 предмета, подаренных или приобретенных на средства Михаила Карисалова.
«Такое осмысленное, целенаправленное, ответственное меценатство — поистине исключительный случай. Мы бесконечно благодарны Михаилу Карисалову за то, что на протяжении многих лет — он наш единомышленник, возвращает в музей предметы из исторического собрания и пополняет коллекцию вещами и произведениями, тематически связанными с царскосельской императорской резиденцией»,— говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
«Картина "Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной" связана с Царским Селом. Здесь родилась и умерла дочь Николая I и Александры Федоровны, великая княжна и очень недолго — княгиня Александра Николаевна, которую в семье звали Адини. Полотно наполнено печалью и напоминает о ее трагической судьбе. Оно дополнит экспозицию Александровского дворца, в котором вместе с семьей жила и где скончалась Александра Николаевна в июле 1844 года»,— рассказывает заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. В январе 1844 года Александра Николаевна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского, а через полгода умерла от туберкулеза в 19-летнем возрасте. Карл фон Штейбен написал картину вскоре после преждевременной смерти великой княжны. На ней молодая девушка в красном сарафане стоит на коленях перед надгробием, накрытым парчовой мантией с горностаевой опушкой, на которой вышит вензель АН под императорской короной. На картине изображен интерьер Петропавловского собора, где проходила церемония прощания с Адини и где она похоронена.
Массивный фигурный корпус часов в стиле второго рококо выполнен из гипсовой мастики с матовым и глянцевым золочением, украшен раковиной и стилизованным растительным орнаментом. Корпус венчает путти с факелом в руке. Часы стали первыми в музейном собрании, выполненными в такой редкой технике.
Среди переданных предметов — два зеркала в овальных резных золоченых рамах. Форма предметов и лаконичный декор отсылают к проектам английских декораторов Уильяма Инка и Джона Мейхью. Переданные в дар музею зеркальные рамы можно отнести к редким образцам художественной мебели конца XVIII века, изготовленным в русских мастерских по английским прототипам.
Стол и полушкаф декорированы золоченой резьбой и фанерованы ценными породами древесины — амбоином и орехом, тонированным под красное дерево. Это образцы русской работы 1820–1830-х годов. Два табурета с деревянными золочеными ножками, имитирующими стволы бамбука, в стиле шинуазри Наполеона III предположительно сделаны во Франции после 1860-х годов. А вот небольшая банкетка изготовлена в стилистике мебели французского краснодеревца второй половины XIX века Габриэля Виардо в «японско-китайском жанре». Банкетка и табуреты дополнят музейную коллекцию предметов шинуазри и восточного искусства.
Благодаря Михаилу Карисалову музейное собрание пополнилось редчайшими предметами русского искусства, а на выделенные им средства музей смог приобрести несколько предметов на аукционах. Также в музей вернулись картина Григория Чернецова «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог»; пейзаж со Скрипучей беседкой кисти Фердинанда-Виктора Перро, блюда фабрики Веджвуда с Императорской фермы; комплект из трех ваз Императорского фарфорового завода в китайском стиле из убранства Спальни Александровского дворца, мебельный гарнитур в неоготическом стиле. В начале 2022 года Михаил Карисалов передал в дар музею 75 предметов фарфора из Корбиевского и Рафаэлевского сервизов.