Готовый бизнес уходит с дисконтом

Выгодно ли покупать уже работающее предприятие

Спрос на готовый бизнес вырос на 15% с начала 2022 года. Продавцы покидают Россию и предоставляют дисконты, покупатели ищут, куда вложить деньги. По данным «Авито», больше всего интерес вырос к отелям, салонам красоты и автосервисам. По-прежнему популярны пункты выдачи заказов и предприятия общепита. Почему цена на готовый бизнес падает? И довольны ли покупатели? Разбирался Иван Корякин.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

СММ и пиар-специалист Анна Федорова шесть лет присматривалась к кафе неподалеку от дома. Окраина Одинцово, вид на лес, лояльная платежеспособная аудитория. Анна сама была в числе постоянных посетителей, и допивая очередной кофе, она думала: «вот бы это место стало моим». Менялись концепции, арендаторы, последний проект на этом месте проработал немногим больше года, пока его владелец не признался Анне, что хочет продать кофейню.

Покупателя долго искать не пришлось, рассказала собеседница “Ъ FM”: «Он озвучил цену в 3,5 млн руб. Кофейня небольшая — 42 кв. м. Нет собственной кухни, но есть витрина, печка для выпекания круассанов. При этом отсутствовал расстоечный шкаф, поэтому для меня заявленная цена показалась очень большой. В итоге мы начали торговаться. Он предложил продать мне заведение за 2-2,5 млн руб.».

В итоге сошлись на 2,2 млн руб. Такой дисконт не удивителен — это тенденция, говорит партнер юридической фирмы GRM Сергей Новиков: «Сейчас рынок принадлежит не продавцу, а покупателю, который диктует условия. Многие хотят заключить сделку по продаже в короткий срок, поэтому готовы на дисконт. В основном сейчас продают бизнес желающие уехать из РФ и те, кто не готов оставлять свое дело на плечах наемных менеджеров».

Собрался ли уезжать из России продавец, Анна Федорова точно не знает. Но она сама буквально релоцировалась в само кафе. Впереди много интересного, например, поездки в налоговую, переоформление генерального директора, изменение устава, поиск сотрудников, рассказала госпожа Федорова: «Пришлось полностью менять команду, потому что некоторые не воспринимали меня как нового руководителя. Естественно, они у меня не задержались. На старте я жила в этой кофейне. Многие, кто покупал готовый бизнес, говорили, что самое главное — это зарядить собой дело».

Некоторые предпочитают предприятия попроще, например, пункты выдачи заказов. На «Авито» на них сейчас приходится каждый пятый запрос на покупку готового бизнеса. Это и сравнительно недорого — около 500 тыс. руб. Вырос интерес к отелям и базам отдыха, салонам красоты, автосервисам и мойкам.

И дело не только в желании заработать: для многих покупка готового бизнеса — это инвестиция с целью хотя бы сохранить деньги. Особенно, когда другие виды вложений уже не могут похвастаться доходностью, отмечает инвестиционный директор компании «Синергия» Сергей Четвериков: «Фондовый рынок, покупка недвижимости, даже покупка валюты на время утратили свою привлекательность, а других альтернатив, как инвестировать в бизнес, чтобы зарабатывать, практически не осталось. Обычно всегда, когда человек только начинает задумываться, какое дело ему приобрести, в первую очередь на ум приходит как раз кафе, гостиницы. При этом эмоциональное принятие решений чаще всего ничем прибыльным не заканчивается».

За два года пандемии и неполный год спецоперации на Украине средняя стоимость готового бизнеса сократилась в шесть раз — до 500 тыс. руб. У покупателей будет шанс его перепродать, если не заладится, лишь бы это не пришлось делать с еще большим дисконтом.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова, Анна Маргулис

Вся лента