Умеренно отрицательные перспективы
Как лизинговая отрасль пережила третий квартал и что ее ждет в будущем
По итогам первого полугодия рынок лизинга показал значительное падение. Так, по данным исследования «Эксперт РА», объем нового бизнеса упал на 19%, до 770 млрд руб. В конце второго квартала и участники рынка, и эксперты практически единодушно были согласны с тем, что на рынке началось если не восстановление, то адаптация к новым реалиям: в части сегментов удалось наладить поставки из дружественных стран, в части — восстановить логистические цепочки. Попытаемся разобраться, как изменилась ситуация на рынке по итогам третьего квартала, стоит ли ждать его восстановления и за счет чего.
Квартал стабилизации
Хотя финальных данных за третий квартал пока нет, уже ясно, что в прошедшем квартале падение темпов прироста нового бизнеса несколько приостановилось. Конечно, в сравнении с прошлым годом показатели рынка все еще критически низкие — объем нового бизнеса (в предметах лизинга) сократился на 36% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года, говорит руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Относительно четвертого квартала эксперты пока настроены не слишком позитивно. В четвертом квартале можно ожидать, что спад резко усилится на фоне частичной мобилизации и новой реализации геополитических рисков, прогнозирует господин Гришунин: «Объемы нового бизнеса в отрасли по итогам 2022 года сократятся на 45–50% по сравнению с 2021-м». Объемы нового бизнеса в денежном выражении по итогам третьего квартала сократились приблизительно на 25%. По итогам 2022 года совокупный лизинговый портфель в денежном выражении останется на уровне 2021-го, но в пессимистическом сценарии может сократиться на 3–5% в сравнении с прошлым годом.
Наиболее пострадавшим остается лизинг автотранспорта. В самом массовом сегменте максимальное падение — 60–65% — эксперты НРА ожидают увидеть в секторе легкового автотранспорта и коммерческих автомобилей. По тяжелым грузовикам снижение нового бизнеса составит от 30% до 35%. В секторе железнодорожного транспорта спад составит около 60%, что связано с крупными лизинговыми сделками 2021 года, которые в 2022-м не повторятся. Крайне пострадавшим сегментом рынка является оборудование для общественного питания: здесь падение составит до 70%, подсчитали аналитики.
Конечно, говорить о восстановлении рынка лизинга по итогам трех кварталов 2022 года пока рано, считает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина, однако можно отметить стабилизацию в отдельных сегментах, в том числе в тех, где замещение западной техники азиатской прошло наиболее безболезненно. Поддержку сегментам оказывает наличие государственных программ. Так, активная работа в рамках реализации инфраструктурных проектов является драйвером для развития сегмента лизинга строительной и дорожно-строительной техники. Программа льготного лизинга от Минпромторга является стимулом к покупке автомобилей, а в дальнейшем положительное влияние на спрос может оказать увеличение представленности на рынке китайских брендов, что также окажет поддержку сегменту. Среди корпоративных сегментов положительную динамику сможет показать лизинг железнодорожной техники, чему способствует рост контейнерных перевозок, поясняет госпожа Советкина. «Наиболее устойчивыми секторами по итогам третьего квартала остаются спецтехника, медицинское оборудование и недвижимость»,— отмечает Сергей Гришунин. В них снижение нового бизнеса составит от 20% до 25% в среднем по рынку, но некоторым компаниям, осуществляющим лизинг техники в рамках национальных проектов и федеральных программ, даже удастся нарастить бизнес, полагает эксперт.
Что растет
Сами компании при этом настроены куда более оптимистично. «Мы видим значительное оживление рынка в третьем квартале во многом благодаря снижению ключевой ставки, поиску новых решений и за счет появления новых логистических цепочек,— рассказывает глава группы "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин.— По нашему бизнесу третий квартал превысит объемы второго примерно на 50%». «По предварительным оценкам, результаты "ВТБ Лизинга" в третьем квартале превосходят наши ожидания с учетом текущей ситуации,— подводит итоги начальник управления развития бизнеса автолизинга "ВТБ Лизинг" Вячеслав Михайлов.— В условиях неопределенности самым понятным крупным сегментом рынка, который может быть стабильным источником новых сделок, стал лизинг автомобилей и спецтехники. Объемы выдач машин в нашей компании в июле—августе вернулись к показателям января—февраля. При этом за счет роста стоимости автомобилей и спецтехники на 30–40% новый бизнес "ВТБ Лизинга" в этом сегменте в августе даже показал рост на 3% по сравнению с августом 2021 года. Драйверами здесь выступают китайские легковые и грузовые марки и отечественные производители коммерческой техники. Например, за восемь месяцев мы передали компаниям в четыре раза больше грузовиков Shacman, чем годом ранее, а если посмотреть на июль—август, то в пять раз больше». Также, отмечает он, высока динамика продаж у техники Howo, Jac, Faw, Geely, Chery, Haval, Lonking и Zoomlion. Из отечественных брендов в июле—августе рост спроса наблюдался на Grunwald, УАЗ и КамАЗ, добавляет господин Михайлов.
По результатам февраля—марта количество договоров лизинга упало на 65%, поэтому прогнозировалось падение рынка почти в два раза, рассказывает гендиректор «Росбанк Лизинга» Гурам Кудрявцев. «Однако сейчас мы видим, что пока падение наблюдается на уровне 20–30%,— подтверждает он позитивный тренд.— На уровне "Росбанк Лизинга" мы видим неплохую динамику у крупных и средних клиентов, которые после заморозки инвестиционных проектов возобновили покупки транспорта и оборудования. Нас не может не радовать объем нового бизнеса за третий квартал: он в три раза превысил показатель первого полугодия». С июня показатели продаж практически по всем сегментам перестали падать, стала видна положительная динамика, согласна директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг» Мария Габуния.
Что касается разбивки по сегментам, участники рынка фиксируют положительную динамику в сегментах сельхозтехники, спецтехники, дорожно-строительной техники, коммерческого транспорта, грузовой техники (кроме седельных тягачей и прицепов). Наиболее стабильными останутся сегменты грузовиков и самоходной спецтехники. Среди производителей грузовой техники в РФ остался ряд компаний, которые сумели сохранить объемы выпуска, отмечает господин Михайлов. «Восстановление происходит в основном за счет самосвалов — спрос на них растет за счет госпрограмм по развитию дорожного строительства. В легковом сегменте восстанавливается спрос на машины для таксопарков и каршеринга»,— добавляет Мария Габуния. Растущий спрос и низкая ключевая ставка будут поддерживать эти сегменты, согласен Максим Калинкин.
Что воспоследует
Прогнозы на 2023 год строить сейчас практически невозможно, соглашаются и эксперты, и участники рынка. Из-за резкого падения в 2022-м ожидать глубокого падения в 2023-м не стоит. Скорее всего, объем нового бизнеса в физическом выражении может упасть в диапазоне 5–10% по сравнению с 2022 годом, а в денежном выражении может даже подрасти на 3–5%, ожидают аналитики.
«Вряд ли тренды сильно поменяются за один квартал, лишь в большей степени компании смогут адаптироваться к новым условиям, удлиненным коридорам поставки техники и смены поставщиков,— рассуждает Максим Калинкин.— Это, безусловно, окажет положительное влияние, но не изменит ситуацию на рынке кардинально. Мы не смотрим настолько оптимистично на итоги рынка лизинга, чтобы они закрылись с положительным результатом. Если в 2021 году был взрывной рост лизингового рынка в ответ на пандемическое замедление в 2020-м, то сегодня не стоит этого ждать. Рынок лизинга является довольно ярким лакмусом экономических процессов, поэтому по итогам 2022 года мы ожидаем снижения динамики его развития на 15–20%». Что касается ожиданий от 2023 года, то пока тяжело строить прогнозы, полагает господин Калинкин. «Все сильно будет зависеть от темпов восстановления экономики и прочих факторов,— говорит он.— Но совершенно точно мы поддержим своих клиентов и выступим надежным финансовым партнером для них. Ресурсы и опыт работы в стрессовых сценариях предыдущих лет на рынке лизинга у нас есть».
В четвертом квартале сохранится почти полное отсутствие лизинга, номинированного в иностранных валютах, причем даже у тех клиентов, у которых доля экспортной выручки близка к 100%, напоминает Гурам Кудрявцев. Заключение лизинговых сделок продолжит характеризоваться сокращением сроков поставок активов, так как непредсказуемость ситуации делает контрактование на сроки более шести месяцев крайне рискованным. Отчасти итогом этого нового риска станет перевод большинства сделок в формат возвратного лизинга. В целом с учетом дефицита активов возвратный лизинг приобретет форму основного (базового) инструмента финансирования, продолжает он.
«Несмотря на объективные и абсолютно уникальные сложности текущего года, лизинговый рынок выстоял и даже показывает некоторый рост в последние месяцы,— резюмирует Гурам Кудрявцев.— Системных дефолтов и убыточности также не отмечается, что позволяет сделать вывод, что отрасль закроет год с прибылью. Планы на 2023 год у нас умеренно оптимистичные: при сохранении благоприятной денежно-кредитной политики и в случае отсутствия сценария резкого падения ВВП лизинговая отрасль, будучи производной от деловой активности, должна как минимум сохранить объемы бизнеса 2022-го. Если же решение вопроса с появлением сервисных сетей марок из дружественных стран получит необходимый импульс, продажи транспорта и спецтехники имеют шанс возобновить рост». Это подтянет и лизинговые продажи, так как доля лизинга в продажах большинства транспортных сегментов — более 50%, а в некоторых, таких как вагоны или грузовики, достигает 90%, отмечает он.