Белгородцам налаживают оповещение
Вячеслав Гладков заявил о разработке системы предупреждения жителей об обстрелах
Нынешние системы оповещения населения, в том числе регулярно тестируемый сигнал «Внимание всем», не позволяют своевременно информировать жителей приграничных территорий Белгородской области об артиллерийских обстрелах. Об этом в ходе пресс-конференции рассказал губернатор Вячеслав Гладков. По его словам, СМС-сообщения приходят с запозданием, а сирены тревоги были бы несвоевременными и могут нанести больше вреда из-за паники. Теперь белгородские власти вместе с МЧС и Минобороны хотят наладить новую систему оповещения. Она может запуститься уже на этой неделе, но подробностей власти пока не раскрывают.
В Белгородской области подтвердились «сложности» с оповещением населения об обстрелах, констатировал в ходе вчерашней пресс-конференции губернатор Вячеслав Гладков. По его словам, обстрелы, с которыми регион сталкивается в течение последних восьми месяцев, «пока не прописаны в инструкциях и положениях»: «Сигнал „Внимание всем“, которым обеспечены 98–99% населенных пунктов, не работает во время обстрелов. Когда ведется огонь реактивными системами "Град" и "Ураган", артиллерийскими (ствольными.— «Ъ») системами или минометами, то расстояние и время полета (снаряда.— «Ъ») делают невозможным вовремя засечь и предупредить... Мы стараемся найти тот формат, который бы своевременно доносил информацию».
Глава региона напомнил, что при первом массированном обстреле Шебекина 22 октября, когда снаряды попали в два торговых центра, физкультурно-оздоровительный комплекс и вокзал (погибли два человека), МЧС оповещало жителей через СМС-сообщения. По словам господина Гладкова, задержки сигнала на 20 минут были связаны с тем, что мобильные операторы, получив данные от МЧС, «начали согласование с другими ведомствами, чтобы не ошибиться».
«СМС-оповещение неидеальное,— заметил глава региона.— Когда в Белгородском районе обстреливают условно Таврово, а информация в СМС доходит до Разумного (в 8 км от Таврова.— «Ъ»), у всего населения возникает тревожное состояние. Хотя с точки зрения безопасности это все равно хорошо: мы не знаем, один это прилет или он повторится через пять минут. Я надеюсь, что нам удастся согласовать с МЧС, Минобороны и выстроить систему, которая позволяет максимально быстро реагировать на обстрелы. Надеюсь, что уже на этой неделе мы к этому придем».
Господин Гладков посоветовал не призывать к задействованию штатной системы оповещения в виде сирен: «Представьте, что 3 июля в Белгороде, когда у нас упали разгонные блоки ракет "Точка-У", сработали бы системы. Три часа ночи, взрыв был один (тогда погибли пять человек.— «Ъ»), если бы включились все сирены — все население, 400 тыс. человек, поднялось бы и началась бы паника: в многоэтажных домах, в лифтах и на лестницах, на дорогах… Мы получили бы проблемы совсем другого уровня. То есть нельзя навредить. Сейчас у нас неидеальная система оповещения, но мы ищем пути информирования».
Губернатор заметил, что нецелесообразно использовать сирены и в небольших приграничных городах:
«Есть технические особенности, которые на сегодняшний день не позволяют это сделать. Но наладить оповещение необходимо — я в Шебекине попадал под обстрел три раза, понимаю, что это такое. В Шебекине обстрел впервые шел 40 минут, такого никогда не было, мы пытаемся решить проблему».
Пока же власти продолжают работу над благоустройством убежищ. По словам господина Гладкова, первый вице-мэр Белгорода Валентин Демидов по своей инициативе продолжает вести работу по созданию интерактивной карты убежищ: «Занимаемся приведением в порядок наших защитных сооружений, чтобы они были доступны и с понятным местоположением. Надеюсь, в конце декабря мы увидим карту в пилотном варианте».
Впервые о том, что смс-оповещения об обстрелах приходят несвоевременно, Вячеслав Гладков заявил после обстрела Шебекина 15 ноября (тогда погибли три человека). В тот день сообщения с призывами «взять вещи первой необходимости и спуститься в укрытие» приходили некоторым абонентам только спустя час после падения снарядов.
До этого дискуссия о необходимости включения сирен обострялась после усилившихся в начале октября обстрелов ряда белгородских населенных пунктов; тогда же фрагмент ракеты «в результате работы ПВО» попал в многоэтажный дом на улице Губкина, 42г, в областном центре. В ответ на вопросы в соцсетях облправительство распространило комментарии местных экспертов, которые заявили о нецелесообразности этой меры.
Так, руководитель федерации воздухоплавания Белогорья Вадим Радченко напомнил, что «подлетное время ракеты комплекса "Точка-У" на максимальную дальность 70 км (для немодифицированной версии.— «Ъ») составляет 136 секунд», а даже если запуск «своевременно засечь», этого времени не хватит на отдание и исполнение команды о включении сигнала тревоги. Председатель реготделения ДОСААФ Александр Ахтырский заявил, что «при нынешнем уровне террористической опасности система оповещения работать не должна»:
«Она может вызвать панику у людей, потому что, когда работает система оповещения, люди на рабочих местах и дома должны понимать, как действовать».
Сирена тревоги, впрочем, сейчас включается на приграничных территориях Курской области — в частности, в поселке Теткино, который обстреливали уже несколько десятков раз.
О том, что в Теткине с начала спецоперации погиб кто-либо из местных жителей, курские власти не сообщали. По их данным, утром 19 мая в Теткине украинским огнем был смертельно ранен воронежец Василий Мерзликин — водитель, который привез на местный спиртзавод фуру с сырьем.