«Санкционная история подходит к точке кипения»

Дмитрий Дризе — о новых аспектах западных ограничений

ЕС может расширить так называемый персональный список антироссийских санкций. Как пишет газета Politico, данная мера обсуждается при подготовке девятого пакета ограничений. Издание утверждает, что в Брюсселе уже рассматривают соответствующие списки. Между тем страны Балтии и ряд других государств предлагают не ждать, а ввести данные меры уже сейчас, в рамках восьмого пакета. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что санкционная тема постепенно вновь обостряется.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Вот уже и девятый пакет антироссийских санкций на подходе. И, как обычно в таких случаях, в газетах появились различные версии, как все это может выглядеть. Предложений много самых разных. При этом понятно, что некую часть и, возможно, даже большую придется отсеять. Так называемый базовый список, каркас выглядит так: меры должны затронуть нефтегазовую сферу, алмазы, алюминий, никель, палладий, атомную энергетику, в том числе строительство АЭС.

Последовательный противник всего этого — Венгрия. Есть и другие недовольные, в частности, многочисленные промышленные ассоциации, лоббисты. С ними принято считаться. И, кроме того, газета Politico сообщила, что планируется существенно расширить так называемый персональный список санкций. В частности, туда могут войти различные политологи, эксперты, чиновники, публично поддерживающие боевые действия на Украине, в том числе с экрана телевизора или посредством иных медиаресурсов.

Как мы знаем, соответствующие списки существуют, активно обсуждаются, и все они, судя по всему, доставлены в Еврокомиссию. В связи с этим можно сказать, что на слуху много разных фамилий, в том числе известных. Однако европейцы крайне осторожно к этому относятся, поскольку право личности и недопустимость ее ущемления также есть базовая ценность западного мира.

Между тем буквально вот-вот «семерка» должна, наконец, определиться с так называемым потолком цен на российскую нефть. Москва уже заявила, что прекратит поставки всем, кто его поддержит. А может и вовсе сократить добычу, и тогда жди коллапса на рынках.

Как бы то ни было, получается так, что вся эта санкционная история подходит к определенной точке кипения, а, может быть, даже к серьезному обострению, чтобы там про все это ни говорили, мол, беззубые меры ничего не решают. С этим можно согласиться, если бы это была одна-единственная проблема. Но когда их много, все выглядит уже не так очевидно.

И тем более санкционные пакеты множатся, расширяются, совершенствуются, и, как было сказано выше, списки составляются, куда надо передаются. Все это вышло на промышленный уровень, стало новой реальностью.

Теперь относительно того, что примут, а что нет. Второй тезис — западный мир в итоге испугается и ограничится полуформальным подходом. И можно ли надеяться на друга Виктора Орбана, премьера Венгрии? Конечно, где-то что-то смягчат, нужно ведь еще на десятый пакет оставить.

Что касается Орбана, это, как говорится, статья особая. Здесь интересно другое: насколько у партнеров хватит терпения и нервов его уговаривать и идти на уступки? Могут ведь и исключить. А почему нет? Многое сейчас происходит впервые. Кто-то предполагал, что они готовы от российского газа практически отказаться, а так возьмут и Венгрию выставят.

Впрочем, не будем торопить события. Еще толком не заработал восьмой пакет с указанным потолком цен на российскую нефть. Девятый — это все-таки дело будущего. Другой вопрос, насколько от этого легче.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента