«Это нормальная психология человека — искать подушку безопасности»

Управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель — о трендах на рынке труда

Экономические изменения самым прямым образом отражаются на рынке труда. Люди ищут варианты подстраховки на случай потери работы и готовят подушку безопасности. На помощь им приходят различные сервисы по поиску трудоустройства. О тенденциях на рынке труда сегодня, новых решениях, облегчающих задачи соискателей и работодателей, а также о тенденциях изменения платформы — рассказывает управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель.

— Что представляет собой рынок труда на сегодняшний день? Какие тренды появились на рынке в этом году?

— Рынок труда очень сильно связан с экономикой. Если в экономике происходят какие-то изменения, то рынок труда реагирует на них, наверное, оперативнее остальных сфер. Мы видим вполне стандартную тенденцию для нестандартной ситуации — в непривычных реалиях экономика замедляется. То же самое происходит на рынке труда — наем замирает. Он не прекращается совсем, просто встает на паузу.

С апреля мы фиксировали постепенный рост. Если сравнить с ковидным периодом, то тогда на рынке труда появилась потребность, которая постепенно стала обыденностью,— в доставке товаров. Так зародилось новое экономическое поведение, которое привело к незамедлительному спросу на упаковщиков, комплектовщиков, курьеров и т. д. Все привычные сервисы доставки работают за счет «синих воротничков», то есть людей массовых профессий. Потребитель не вникает в суть работы сервисов, но ожидает, что заказ будет корректно собран, бережливо и вовремя привезен до точки выдачи или двери клиента. Если вдуматься, то таких задачек в логистическом процессе очень много, и везде нужны работники. Для нас эта потребность понятна: мы знаем, как нанимать людей массовых профессий, и знаем, как нанимать их быстро и выгодно.

Меня часто спрашивают, отмечаю ли я какие-то негативные черты в связи с уходом с рынка иностранных компаний и экономической ситуацией, но я, честно сказать, совершенно не вижу подобных тенденций. Я вижу, что люди переходят с одной работы на другую, бизнес структурно меняется, но с точки зрения общей тенденции — все достаточно стабильно. На днях премьер-министр сообщил, что удалось избежать масштабных потрясений, уровень безработицы в стране минимальный. Мы это также отслеживаем и на своих радарах — вакансий много, есть из чего выбрать.

— Как перечисленные вами тенденции отражаются на спросе и предложении на рынке труда?

— У нестандартных времен есть одна характерная особенность: когда человек понимает, что ситуация меняется, он просматривает вакансии. Это не значит, что эти люди хотят завтра же перейти на новую работу, это значит, что они хотят знать, что у них есть возможность завтра перейти на новую работу и что есть спрос на них как на сотрудников. Это нормальная психология человека — искать подушку безопасности, продумывать варианты. Поэтому активность соискателей выше, чем была год назад.

Работодательскую активность я бы сравнил с кардиограммой здорового сердца — с краткосрочными всплесками, которые обычно сглаживаются в течение месяца-двух. Потребность остается стабильной: всегда нужны люди в пищевой ритейл, в строительство, продажи, бэк-офис и для работы с клиентами. Осенью традиционно происходит рост спроса на сотрудников в e-commerce, например, в плохую погоду статистически всегда больше онлайн-заказов — для сервисов доставок это горячая пора. Приближаясь к декабрю, мы уже видим зарождающуюся потребность в курьерах, упаковщиках, мерчандайзерах в связи с распродажами и различными новогодними акциями, а весной — повысится спрос на работников в сельском хозяйстве, на строителей и так далее. В целом рынок труда достаточно цикличный.

— Можно ли отметить тенденцию ухода людей рабочих профессий в, допустим, службу такси или доставки, потому что там заработок выше?

— Не совсем так. Сейчас сложилась такая ситуация, что много разнообразной работы, то есть всегда есть из чего выбрать. Например, летом и весной комфортно работать на воздухе, будь то доставка, или строительство, или сельские угодья. Осенью и зимой в большей части страны погодные условия не лучшие, и за те же деньги можно устроиться в такси, кассиром или администратором. Мобильность кандидатов, в том числе географическая, возможность попробовать новые сферы, поиск работы за пару кликов — такая динамика характерна для всех регионов, это особенность нашего времени.

Многие думают, что популярные сервисы доставки — это будущее ритейла. Но с точки зрения организации процессов эти сервисы работают точно так же, как и традиционный ритейл, только вместо кассиров там комплектовщики и далее по цепочке. С точки зрения рынка труда — это абсолютно традиционная и понятная работа.

— Массовый наем предполагает большое количество взаимодействий с кандидатами. Есть ли какие-то решения, которые помогают нанимать людей?

— Безусловно. Мы с вами живем в такое время, когда инновации и технологии сопровождают нас на каждом шагу, и, конечно, в рекрутинге без них никуда. Мы действительно хотим упрощать жизнь работодателям и соискателям на всех этапах найма. Рекрутинг — технологичная сфера: рутина все больше автоматизируется, предоставляя нам, людям, возможность сфокусироваться на стратегических задачах и на взаимодействии с командами. Глобально сфера HR целенаправленно движется к будущему, в котором работодатели тратят минимум времени на мелкие, но трудозатратные задачи — на прозвоны кандидатов, анализ входящих откликов, напоминания о встрече и необходимости взять документы для пропуска. Внутри себя мы закрыли эти задачи собственными чат-ботами.

Помимо этого, в найме есть особенность: кандидатам привычно общаться в мессенджерах, что для рекрутера означает необходимость мониторить и отвечать во всех возможных каналах связи. Год назад мы инвестировали в HR Messenger — компанию, создавшую комплексную систему HR-решений для подбора, адаптации и опросов сотрудников. И возвращаясь к вопросу. Неважно, где общается соискатель,— все диалоги отобразятся у рекрутера в личном кабинете сервиса, и с точки зрения практической пользы — это хороший, полезный инструмент.

— Как работодателям и соискателям быть уверенными в безопасности при использовании онлайн-сервисов?

— Вопрос безопасности — масштабный, он красной нитью проходит через задачи огромного числа команд и сотрудников. Например, базовый уровень — разработка, команды программистов готовят фундамент, прорабатывают меры безопасности и для соискателей, и для работодателей. Некоторые решения запускаются сразу на всех пользователей платформы: например, двухфакторная аутентификация, какие-то — релевантны только для конкретного направления ввиду специфики бизнеса.

Во-вторых, это модерация, автоматизированная и ручная. Модерация проверяет вакансии и резюме на актуальность, на соответствие законодательству и правилам платформы. Алгоритмы анализируют миллионы действий пользователей одномоментно: если есть какие-то аномалии — например, появились вакансии с зарплатой выше среднего по региону и с нестандартно большим количество откликов — отправят эти объявления на дополнительную проверку. Примерно 5 млн объявлений в день проходят проверку.

И, наконец, третья миссия — образовательная, информационная. Нужно не только создать решения, но и рассказать про них, научить ими пользоваться. Интернет вообще не безопасное пространство, и для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно следовать нескольким правилам: не переходить по ссылкам, не разглашать персональные данные и критично относиться к чересчур заманчивым предложениям. Внутри нашего сервиса мы постоянно напоминаем об этих базовых правилах.

— Получается, что вы выполняете еще и социальную функцию?

— Условно наши проекты можно разделить на несколько направлений. С бизнесом мы стремимся быть на связи: им интересна аналитика, возможность отловить зарождающиеся тренды в обществе и паттерны поведения людей.

Клиентам всегда нужно плечо поддержки, например, программа обмена сотрудниками востребована в турбулентное время: компании могут «отдать» своих работников, если у них сейчас в моменте меньшее количество задач. Также это классное решение и для сезонного бизнеса — делиться сотрудниками в низкие сезоны и, наоборот, привлекать дополнительных в высокие.

С государством мы также развиваем важные партнерства, сейчас у нас выстроен фокус на развитие взаимоотношений с региональными центрами занятости: дополняем базу центров своими вакансиями, обмениваемся аналитикой, проводим образовательные мероприятия. Мы видим в этом огромную пользу, в первую очередь для людей, предпочитающих искать работу в офлайн-пространстве.

И, наконец, для всех кандидатов у нас подготовлен пласт полезной информации, независимо от того, ищет ли человек вахтовую занятость, офисную или хочет стать самозанятым. У всех должна быть любимая работа и возможность найти ее за пару кликов.


Читайте нас в Telegram

Вся лента