Дилер купил автозавод
Валерий Чусов, протомиллениал, Москва
Недавняя сделка по продаже российского подразделения Mercedes-Benz одному из дилеров многих удивила. Дескать, ну что эти торгаши могут смыслить в производстве? И откуда у них деньги на целый автозавод?
Противопоставлять производство автомобилей и торговлю ими не очень логично. Да, традиционно это два разных вида бизнеса, особенно в России, где значительная часть автомобилей были импортными, а продавцы — российскими компаниями. Однако кому же знать, какой автомобиль нужен потребителю, как не продавцу, который достаточно долго общается с этим самым потребителем? Когда-то Генри Форд сам определял, какие параметры должны быть у его машин. Если ты сам продаешь то, что производишь, ты не только находишься ближе к клиенту с его предпочтениями, но и исключаешь из «пищевой цепочки» на пути к этому клиенту кучу посредников, из-за которых цена продукта становится выше.
Сейчас у крупных розничных сетей есть собственные бренды, и часто не один. Конечно, производят их специализированные предприятия, но суть та же самая. Апофеоз такого подхода — ИКЕА. Ингвар Кампрад начинал с того, что организовал торговлю тем, что мог купить, а теперь компания не просто формирует собственный ассортимент, но и занимается производством.
«Ну это же просто мебель, а ведь автомобиль — это не диван, он гораздо сложнее», — могут возразить многие и будут правы. Однако как производством йогуртов для какого-нибудь «Ашана», так и производством диванов для ИКЕА — или в перспективе автомобилей для «Автодома» — занимаются коллективы специалистов, которые точно разбираются в том, что делают.
Ведь владеть предприятием — не значит управлять им, ежедневно обходя цеха и раздавая указания.
Некоторые руководители авиакомпаний — пилоты, но далеко не все. Так что волноваться за судьбу завода в Есипово надо только в том случае, если новый собственник не сумеет найти для него партнера по поставке комплектующих для сборки новых автомобилей. Вот это главный вопрос — но оставим его самому «Автодому».
Вы, кстати, обратили внимание, что за последние годы российские автомобильные дилеры освоили для себя новый вид бизнеса — торговлю автомобилями с пробегом? Для того было множество предпосылок. И наличие сервисных станций, а также каналов поставки запчастей, позволяющих вдохнуть в не новый автомобиль «вторую жизнь». И клиентские базы, позволяющие адресно подходить к реализации машин. И финансовые инструменты, дающие возможность сделать покупку удобной. А еще гарантии, которых не может дать частный продавец. То есть сегодняшний дефицит автомобилей и уход зарубежных производителей, с одной стороны, осложнили жизнь дилеров, с другой — создают для них новые возможности.
Ну, а что касается денег. Группа компаний «Автодом» в 2021 году выручила 106 миллиардов рублей, она владеет дилерскими центрами 13 марок, включая мотоциклетные BMW Motorrad, Ducati, KTM и рекреационную технику Can-Am. Для сравнения — это больше, чем годовая выручка VK, авиакомпании S7 или группы ГАЗ.
Интересно, что «Автодом» даже после приобретения части активов «АвтоСпецЦентра» еще не самая крупная дилерская сеть по выручке — лидер, группа «Рольф», получила 246 миллиардов рублей.
Так что, несмотря на все проблемы, автобизнес в России остается очень значимой отраслью.