Работа со станком
Как проходило разоружение германской промышленности
Как известно, в начале было слово, а фотоаппарат изобрели намного позже. И действительно, истории из прошлого чаще доходят до нас в виде текстов, а рисовать картинку приходится с помощью собственного воображения. Но в случае с вывозом в 1945 году в СССР автомобильных заводов из поверженной Германии все случилось наоборот: фотографии уцелели, а тексты — нет.
Автомобильные заводы — это только часть того, что вывозилось по решению Потсдамской конференции, где Сталин, Трумэн и Эттли подписали соглашение по демилитаризации Германии, предусматривающее полное разоружение и ликвидацию всей промышленности, которая могла бы использоваться для военного производства.
Все подробности этого дела уже вряд ли получится узнать. Основной массив документации по вывозу оборудования со временем был передан в ЦГАНХ — Центральный государственный архив народного хозяйства СССР, переименованный потом в Российский государственный архив экономики. В архиве все дела — а это 545 папок по сто, двести или даже триста листов каждая — описали в специальной книжке, которая так и называется — «Опись дел фонда». Но ознакомиться с этими делами сегодня не получится: в описи напротив всех этих дел стоит пометка «выбыло».
На запрос о судьбе выбывших дел архив ответил: «…решением экспертно-проверочной комиссии ЦГАНХ СССР (протокол № 14с от 10 декабря 1981 года) указанные Вами дела признаны не подлежащими хранению, как не имеющие научной и практической ценности». Документы были «выделены к уничтожению» и, соответственно, уничтожены. Зачем это сделали, так и останется загадкой. Даже спросить не у кого — с тех событий прошло более сорока лет. Видимо, в архиве посчитали, что для историков народного хозяйства подобные бумажки не представляют никакого интереса. Зато почему-то не стали уничтожать альбом с фотографиями по вывозу станков. Но обо всем по порядку.
Сводная ведомость оборудования
Сохранившиеся описи уничтоженных дел фонда позволяют представить масштабы происходившего, а заодно и пожалеть об утрате столь ценных документов. Большинство уничтоженных дел — это акты «приемки и оценки народно-хозяйственного имущества», поступившего на советские автомобильные заводы. В заголовках упоминаются почти все из них: Горьковский, Московский, Минский, Ульяновский, Ярославский, Уральский, Кутаисский, Новосибирский, Днепропетровский. Про последние два сейчас помнят разве что автомобильные историки (в отличие от знакомых аббревиатур ГАЗ, МАЗ или УАЗ). Заводы в этих двух городах начали создавать в самом конце войны для производства грузовиков, оба были практически построены, но в последний момент переданы для нужд оборонной промышленности, поэтому в Новосибирске начали создавать ядерное оружие, а в Днепропетровске — ракеты. Принимавший такое решение в 1950 году товарищ Сталин заметил, что если у нас будут ракеты, то грузовики наверняка будут тоже, а вот если ракет не будет, то и грузовики могут не понадобиться.
Конкретно в Днепропетровск в 1945 и 1946 годах отправились станки с заводов Bussing-NAG, Daimler-Benz и Auto-Union. Туда же переместилось и оборудование производителя колесных дисков Max Hering, фамилию основателя которого иногда путают с фамилией рейхсмаршала авиации и шефа Люфтваффе, хотя она пишется как Goering.
Кроме автомобильных, в заголовках дел попадаются велосипедные и мотоциклетные заводы, а также другие производства, входящие в Министерство автомобильной промышленности СССР. Но были и исключения. Одно из дел называется «Сводная ведомость оборудования поступившего на завод № 40 г. Мытищи с завода „Бюссинг" из г. Лейпциг». Bussing — марка немецких грузовиков и автобусов, а вот подмосковный номерной завод № 40 делал тогда самоходные артиллерийские установки СУ-76. Сейчас это Мытищинский машиностроительный завод.
Подписка о неразглашении
Как правило, вывозимое оборудование распределялось по специальностям. Производственные линии карбюраторного завода Solex переехали в Ленинград на «Ленкарз», на Минский велозавод отправились станки производителя велосипедов Brennabor, Киевский мотоциклетный завод получил оборудование фирмы Wanderer. К слову, освоенный в 1946 году мотоцикл «Киевлянин» К-1Б — точная копия довоенного немецкого Wanderer 1Sp.
В СССР почти целиком вывезли и завод BMW в Эйзенахе, оставив только оборудование для производства автомобилей BMW-321. Одно дело 1946 года озаглавлено как «Сводная ведомость оборудования поступившего на Ирбитский мотозавод с з-да „БМВ" из г. Эйзенах», что вовсе неудивительно: расположенный в уральском городе Ирбите завод с 1942 года выпускал мотоциклы М-72 — точную копию тяжелого мотоцикла BMW R71. Естественно, без лицензии. Кстати, в конце сороковых годов проводилась реконструкция Ирбитского мотоциклетного завода, позволившая увеличить выпуск в четыре раза наверняка с помощью немецких станков. Куда вывезли другое оборудование — заголовки дел не сообщают. Кстати, станки забрали не только из Эйзенаха, попавшего в советскую зону оккупации, но и с завода BMW в Мюнхене — он хоть и был в западной зоне, но оборудование победители делили по спискам, а не по границам союзнических зон.
Другие исчезнувшие дела — это переписки по отдельным заводам, отчеты уполномоченных министерства и отчеты о ходе демонтажа и отгрузки оборудования, сводные ведомости оборудования, оценка трофейного имущества, отчеты в правительство об использовании оборудования. Есть даже анкеты и подписки о неразглашении государственной тайны. Впрочем, благодаря архивистам из ЦГАНХ эти тайны мы уже не узнаем.
Филиал в камерах тюрьмы
И все же отчаиваться не стоит. Если прочитать по этой теме пока нечего, то можно посмотреть фотоальбом под названием «Разоружение германской промышленности. Демонтаж заводов в Саксонии», посвященный вывозу станков автомобильных производителей Audi и Horch из Хемница. Альбом состоит даже не из фотографий, а из коллажей с подписями, объясняющими суть происходящего.
Например, как оборудование уцелело при бомбежках: «Чтобы спасти военное производство и склады от воздушных налетов, они были рассредоточены в сельских местностях и на мелких предприятиях: текстильных, чулочных фабриках, кирпичных заводах, в подземельях, а автомобильный завод „Хорх" разместил свой филиал даже в камерах тюрьмы города Цвиккау». Так, на прядильной и текстильной фабриках в городках Мейране и Вилькау выпускались детали и узлы для торпед, а в пивном погребе в городе Плауэн делались шестерни для танков.
Под руководством советских офицеров все это было демонтировано и отправлено в СССР. В основном — по железной дороге, и только точные приборы отправлялись в СССР самолетами. Всего из Саксонии вывезли 7400 вагонов с оборудованием, из них из Хемница — 4004 вагона.
Большую часть оборудования получил Горьковский автомобильный завод, куда направили 1507 вагонов из Хемница. В отчетах ГАЗа эти станки упоминаются чуть ли не до конца существования СССР — на них, наряду со старыми американскими и новыми советскими станками, будут делать «Победы», «Волги», «Чайки». Как говорится, хватило надолго.