Автомобилям подводят ток
«Россети» запускают в Ижевске сеть зарядных станций для электрокаров
Филиал «Россетей» «Удмуртэнерго» установил в Ижевске первую собственную зарядную станцию для электромобилей. До конца года в столице Удмуртии он планирует запустить еще три станции. Всего в Ижевске более 10 зарядных станций от четырех компаний. Участники рынка говорят об увеличении популярности электрических автомобилей, растущей загруженности зарядных станций и о необходимости развивать инфраструктуру. По словам экспертов, основные сложности при установке электростанций связаны с согласованием работ и технологическим присоединением.
В Удмуртии планируют расширять сеть зарядных станций для электромобилей. Развивать инфраструктуру для электрокаров в том числе будет филиал «Россетей» «Удмуртэнерго». Как сообщили в пресс-службе организации, они ввели в эксплуатацию новую зарядную станцию, установленную на парковке, недалеко от Центральной площади Ижевска. Станция полностью заряжает легковой электромобиль за несколько часов. Создано специальное мобильное приложение, через которое можно подключиться к станции и отслеживать статус заряжаемой аккумуляторной батареи.
«Популярность электромобилей растет, как и спрос на удобно расположенные зарядные станции. Мы поддерживаем развитие электротранспортной инфраструктуры. Важно также, что производством данных зарядных станций занимается местное Сарапульское промышленное предприятие. Уверен, что эта продукция будет пользоваться спросом далеко за пределами нашего региона»,— сказал директор филиала «Удмуртэнерго» Андрей Малышев.
В «Удмуртэнерго» рассказали, что до конца года планируется установить еще три зарядные станции, которые будут расположены вблизи автомагистралей и в местах с развитой социальной инфраструктурой. В компании отметили, что на период опытно-промышленной эксплуатации зарядка электромобилей будет осуществляться бесплатно, что позволит энергетикам оценить спрос на услугу и сформировать планы развития сети электрозаправочных станций.
Помимо филиала «Россетей», в Ижевске установкой зарядных станций для электромобилей занимаются еще три компании: «Гринэль», Zer0 Emission и «РусГидро». Станции расположены возле крупных торговых центров города и рядом с перекрестками крупных городских автомагистралей. В основном станции медленные — электрокар заряжается на них несколько часов.
В компании «Гринэль» рассказали, что спрос на зарядку электромобилей растет в геометрической прогрессии. У компании четыре станции: две на постоянном токе и две на переменном. Семь зарядных станций в Ижевске установила компания Zer0 Emission. По словам руководителя проекта Максима Шефера, они сосредоточились на строительстве объектов публичной зарядной инфраструктуры формата «у дома» или «у работы». Подобные станции позволяют полностью зарядить электромобиль за ночь или за время рабочего дня. Загрузка станций растет. «По прогнозам аналитиков проекта, к 2024 году загрузка зарядных станций должна вырасти до 50%»,— сказал господин Шефер. По их прогнозам, потребность в зарядных станциях будет расти кратными темпами с 2023 по 2025 год.
«Это обусловлено запуском производства электротранспорта на территории страны. В 2023 году ожидается массовый выход на российский рынок китайских автопроизводителей, четверть продукции которых — электромобили»,— добавил господин Шефер.
В связи с этим Zer0 Emission планирует расширять сеть электрозаправок до 20–30 штук в 2023 году. В то же время у компаний возникают сложности с установкой медленных станций, так как это требует согласования с жильцами домов, выполнения процедуры технологического присоединения к электросетям и больших затрат на земляные работы и благоустройство.
Представитель сообщества владельцев электромобилей и гибридов Удмуртии Андрей Орлов отмечает, что в основном пользователям нужны длительные заправки. Такую инфраструктуру необходимо развивать на придомовых территориях и парковках. «Вы приехали домой, подключили машину к медленной станции на ночь и утром поехали "с полным баком". Или приехали в офис на работу, опять же подключили машину к медленной станции и после рабочего дня поехали домой со 100% заряженной батареей. Я считаю, что именно увеличение количества медленных зарядных станций на местах длительных парковок приведут и к росту количества электромобилей»,— добавил господин Орлов.
По его словам, в городе начинает развиваться и сфера обслуживания электромобилей. В Ижевске есть автосервис, который уже полностью разобрался с обслуживанием и ремонтом электрокаров бюджетного сегмента, а также автосалон, который плотно занялся продажей электромобилей более дорогого сегмента. «Электрокары не требуют серьезного обслуживания. Силовая установка принципиально проще, чем у двигателя внутреннего сгорания, и не предполагает какого-то планового ремонта. Нет ремней, клапанов, коробки передач, замены масла, да и колодки стираются крайне медленно. А ремонт подвески возможен в любом автосервисе»,— сказал господин Орлов.
Эксперты оценивают количество электромобилей в Ижевске на уровне не менее 250–300 штук. Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что для Ижевска 30 зарядных станций будет минимально приемлемым уровнем. «В сентябре производство электромобилей запустил липецкий "Моторинвест", до конца текущего года их должен начать изготавливать "Москвич". Какая-то часть из них может быть куплена жителями столицы Удмуртии, соответственно, для них потребуются новые зарядные станции»,— поделился господин Хазанов.