Утильсбор с прицепом
Правительство утвердило повышение ставок
Утильсбор на спецтехнику, ряд грузовиков и прицепную технику вырастет с 2023 года. Правительство объясняет индексацию необходимостью устранить ценовое преимущество импортной техники по сравнению с отечественной на фоне слабого рубля. Шестикратная индексация была эквивалентна отклоненным в 2021 году предложениям как минимум частично — по полуприцепам, которые в том числе используют транспортные компании.
Правительство утвердило повышение утильсбора на спецтехнику, ряд грузовиков и полуприцепы с 1 января 2023 года. Как сообщает Минпромторг, индексация необходима для «выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции». «В результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники,— подчеркивают в министерстве.— В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей».
Согласно постановлению, утильсбор на новые полуприцепы вырастет более чем в шесть раз — за счет увеличения коэффициента для его расчета с 0,64 до 4.
Сейчас размер утильсбора на новые полуприцепы составляет 96 тыс., но с 1 января тот вырастет до 600 тыс. руб. за счет индексации. С предложением о повышении сбора для прицепной техники в таком объеме в июне выступал «Росспецмаш». Более того, аналогичное повышение закладывалось и в 2021 году, но было отвергнуто после активного сопротивления транспортных компаний, которые ссылались на риски роста цен на продукты. Тогда кроме полуприцепов одновременно обсуждалась индексация сбора на все грузовики, включая тягачи, на 25%.
Сейчас среди грузовиков индексация тягачей не коснулась. Однако утильсбор вырастет для грузовиков массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, а также автосамосвалов аналогичной полной массы — на 35% по обеим категориям. «Ъ» писал о планах повысить утильсбор для самосвальной техники.
Среди спецтехники повышение коснется, например, бульдозеров — до 74%.
При этом рост не затронет сегмент до 100 л. с., где, по данным на 2021 год, когда также обсуждалось повышение утильсбора, доля российских производителей была нулевой.
Также сбор вырастет для:
- катков — до 5,2 раза (максимально в сегменте менее 40 л. с.),
- фронтальных и вилочных погрузчиков — до 2,2 раза (для машин мощностью от 250 л. с. до 300 л. с.),
- гусеничных тракторов — до 4,9 раза (в сегменте от 100 л. с. до 200 л. с.),
- грейдеров — до 2,8 раза (в сегменте от 100 л. с. до 140 л. с.).
В 2021 году так и не принятое повышение сбора предполагало индексацию до трех раз, которая затем частично корректировалась. То есть нынешняя версия по спецтехнике отличается, но по оставшимся в ней категориям — в большую сторону (например, по грейдерам).
Отметим, что часть отечественных игроков традиционно говорит о задержках по субсидиям, которыми де-факто компенсируется утильсбор локальным игрокам, и повышенных финансовых рисках. Кроме того, правительство в сентябре опубликовало распоряжение, согласно которому была одобрена кредитная линия на 120 млрд руб. с субсидируемой ставкой «Автодор-лизингу» «на приобретение приоритетной импортной продукции» с широким списком дорожно-строительной техники.