Раздел отразился на бумагах
Как ведут себя акции «Яндекса» после решения о реорганизации
Инвесторы с опасением восприняли новости о реструктуризации бизнеса «Яндекса». Компания официально признала планы создать новую структуру, которой передадут управление основными активами. Это поиск, реклама, бизнес в сфере транспорта, онлайн-торговли, доставки еды и развлекательные сервисы. У действующей материнской компании, по задумке, останется лишь часть проектов, которые уже развивались за пределами России. В первую очередь беспилотники и облачные сервисы. Первая реакция на релиз компании скептическая: 25 ноября бумаги подешевели на 5%. Продолжится ли этот тренд? Разбирался Иван Якунин.
Главное опасение можно сформулировать так. На бирже сейчас торгуются акции нидерландской материнской компании. После реорганизации она потеряет почти все активы, а ее ценность резко изменится. Правопреемницей бренда и большинства источников выручки будет новая структура, однако она на бирже не торгуется и неизвестно, есть ли такие планы. То есть, если не будет дополнительных маневров, все, кто сейчас держит акции «Яндекса», рискуют оказаться владельцами совсем не того бизнеса, на который рассчитывали. У него даже имя будет другое.
Частный инвестор Дмитрий Дорохин говорит, что есть и другие риски: «Изменения явно произойдут и, скорее всего, негативные. Перестройка структуры владения может ограничить количество бумаг в свободном обращении.
Сначала у вас в портфеле лежали акции иностранной компании-эмитента за границей. Как только организация станет российской, она будет более наблюдаема для рынка. Понизится ее объем торгов, потому что оттуда, скорее всего, уйдут какие-то иностранные компании. Макроэкономика и геополитика могут снизить цену акций еще больше».
Неопределенности действительно очень много, об этом говорят все собеседники “Ъ FM”. «Яндекс» и сам оговаривается, что пока никакие решения окончательно не утверждены, их будут обязательно согласовывать с акционерами. Теоретически вариант, при котором действующие держатели акций останутся владельцами того самого «Яндекса», существует, но для этого юристам компании придется поработать, рассуждает бывший глава набсовета Московской биржи Олег Вьюгин: «Нидерландская компания разделится. Одну часть "Яндекса" будет контролировать Аркадий Волож, а другую — российский бизнес.
Соответственно, акционеры получат и те акции, и эти. Затем российская часть "Яндекса" перерегистрируется в России и станет уже отечественной публичной компанией. В этой ситуации держатели бумаг не будут ущемлены. Просто технически это достаточно сложно и затратно».
«Яндекс» уже сейчас находится далеко не в лучшей форме. На пике год назад его акции стоили 6 тыс. руб., сейчас — около 2 тыс. При этом компания под санкции не подпала — в черных списках лишь несколько ее топ-менеджеров. В релизе о реорганизации прямо сказано, что причиной перемен стала геополитика. Но ее влияние до конца не исчерпано, и не факт, что разделить бизнес вообще получится, говорит заместитель генерального директора ГК «Финам» Ярослав Кабаков: «Вопрос заключается в том, можно ли в текущих непростых политических условиях осуществить такую реструктуризацию. Прямым образом перевести бизнес из Нидерландов в Россию вообще невозможно. Процедура будет очень небыстрой, сложной и с достаточно большим количеством рисков. Не возникнет ли в таком случае на каком-то этапе заморозка прав?»
Иными словами, как все это будет выглядеть, пока непонятно, ясно только, что впереди турбулентность. Кто будет гарантом защиты интересов инвесторов тоже неизвестно. СМИ писали, что возглавит новую структуру с российскими активами глава Счетной палаты Алексей Кудрин, и ему передадут 5% акций. А зарубежные сервисы будет развивать сам Аркадий Волож, от других бизнесов он отстранится. Однако в официальном релизе компании об этом не сказано ни слова.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".