Нанотрубки взяли дополнительное время
OCSiAl отложил планы по строительству научно-производственного комплекса в Новосибирске
Компания OCSiAl (штаб-квартира в Люксембурге) — основанный в Сибири и поддержанный «Роснано» производитель графеновых нанотрубок для улучшения свойств материалов — на год отложила планы по строительству в Новосибирске второго научно-производственного комплекса. Инвестиции в объект площадью 16 тыс. кв. м ранее оценивались в 640 млн руб. Комплекс планировалось начать строить в 2022 году и ввести в эксплуатацию через три года. На перенос сроков, по данным компании, повлияли «трудности в налаживании стандартных производственных и потребительских цепочек». Эксперты среди рисков реализации проекта называют его удорожание на 25% и дефицит оборудования, но говорят о востребованности продукции компании, спрос на которую к 2025 году может удвоиться. Одним из драйверов роста доли поставок внутри страны, по их мнению, может стать выпуск новых «москвичей».
Мировой производитель графеновых нанотрубок, которые используют для улучшения свойств различных материалов, — OCSiAl — отложил строительство нового научно-производственного комплекса в Новосибирске, сообщили „Ъ-Сибирь“ в пресс-службе компании. Два года назад компания рассчитывала, инвестировав в проект 641 млн руб., к середине 2022 года получить разрешения на строительство и в четвертом квартале 2025 года ввести здание в эксплуатацию. «OCSiAl заинтересован в проекте и продолжает проектно-конструкторские работы, однако появившиеся общие трудности в налаживании стандартных производственных и потребительских цепочек требуют дополнительного времени. На сегодняшний день речь идет о переносе проекта на год, мы продолжаем следить за развитием ситуации»,— сообщили в компании.
Компания OCSiAl (головной офис в Люксембурге), основанная физиком Михаилом Предтеченским и предпринимателями Юрием Коропачинским, Юрием Зельвенским и Олегом Кирилловым, занимается промышленным синтезом графеновых нанотрубок. Они применяются для улучшения характеристик пластиков, резин, композитных материалов, красок и покрытий, а также в литий-ионных аккумуляторах. «Роснано» приобрело долю в компании в 2014 году. По данным на 2021 год, она составляла 17,3%. OCSiAl, по собственным данным, занимает 97% мирового производства одностенных углеродных нанотрубок. Основная часть продукции уходит на экспорт в Китай, Японию и страны Европы.
Два года назад, когда анонсировался проект, в OCSiAl ожидали, что запуск нового производства с выходом через два года на полную мощность позволит кратно увеличить переработку нанотрубок в потребляемую заказчиками форму: выпуск сверхчистых графеновых нанотрубок — в четыре раза, концентратов и суспензий — в 2,5 раза. Синтез самих нанотрубок для создания этих и других продуктов выполняется на двух реакторах (Graphetron 1.0 и Graphetron 50), которые находятся в действующем производственном корпусе в Новосибирске. Их мощность — 80 т в год и может масштабироваться.
Новое опытно-промышленное производство планируется разместить рядом с действующим предприятием. В октябре 2020 года OCSiAl для реализации этого проекта был предоставлен облправительством участок в Советском районе Новосибирска площадью около 2 га. Строительство научно-производственного комплекса компании было признано в регионе масштабным инвестиционным проектом. «В начале 2022 года появилось изменение в федеральном законодательстве о том, что можно продлевать сроки по масштабным инвестпроектам. Понятно, что сейчас много кто подстраховался и сроки перенес»,— объяснил „Ъ-Сибирь“ позицию инвестора министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Он отметил, что компания продолжает платить арендную плату за участок и штрафовать ее за несоблюдение графика не будут. Министр напомнил, что в утвержденном губернатором плане по поддержке экономики региона есть пункт о том, чтобы не применять штрафные санкции к инвесторам, которые пролонгируют проекты.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова перенос сроков реализации проекта может быть связан с разрывом логистических цепочек, сложностями с поставками высокотехнологичного иностранного оборудования и сокращением инвестиций. Среди основных рисков господин Чернов называет дефицит иностранного оборудования и увеличение стоимости проекта. Последнее он, на основе официальных данных об инфляции в России, оценивает в 25%. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает удорожание проекта с 2020 года в 7–12%.
При этом сама идея строительства нового производства именно в Новосибирске, где у компании уже развита необходимая инфраструктура для хранения и экспорта, по мнению аналитиков, по-прежнему актуальна. «Географическая близость к основным рынкам сбыта, в первую очередь Китая, делает строительство завода в Новосибирской области экономически целесообразным. А небольшие производства в Европе будут поставлять продукцию на экспорт в страны ЕС, на те рынки доля экспорта компании значительно ниже, порядка 10–15%»,— пояснил господин Чернов. При этом он отметил, что продукция OCSiAl не попала под ограничения на ее импорт в страны ЕС, и предположил, что рынки сбыта для нее в 2023 году останутся прежними, но со смещением в сторону Азии, где увеличиваются объемы производств аккумуляторных батарей для электромобилей. «Так как в мире растет спрос на аккумуляторные батареи для электромобилей, мы ожидаем увеличения спроса на продукцию компании в 2023 году примерно в 2–2,5 раза относительно 2020 года»,— добавил аналитик.
Дмитрий Баранов полагает, что перенос сроков строительства нового комплекса может быть связан также с необходимостью изменения проекта в связи с переориентацией его на оборудование других государств или отечественного производства. «Из-за экономической ситуации не исключено, что на внутренний рынок может поставляться больше продукции компании, учитывая задачу по импортозамещению, также может поставляться больше продукции в дружественные страны»,— считает эксперт. Господин Чернов ожидает увеличения доли поставляемой компанией OCSiAl продукции на внутренний рынок по мере наращивания российского производства электромобилей: с нынешних 10–15% до 15–20% к 2025 году — к этому времени на заводе «Москвич» планируют начать выпускать электромобили полностью из отечественных деталей.