Уроки корпоративного труда
Российские компании тратят на обучение персонала до 1,2% ФОТ ежегодно
По данным Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики, ежегодно компании тратят более 400 млн руб. на содержание собственных университетов, способных подготовить квалифицированных сотрудников. Всего же в России корпоративным образованием охвачены более 4 млн человек — это одна из первых достоверных оценок распространенности корпоративного обучения в стране. В будущем сегмент корпоративного образования продолжит расширяться — инструмент позволяет оперативно настраивать программы обучения под запрос работодателей.
Эксперты Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики в свежем исследовании «Корпоративные университеты России-2022» представили портрет «университетских структур» российских компаний. Его авторы — директор Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики Валерий Катькало и замдиректора по корпоративному обучению Высшей школы бизнеса Наталья Шумкова — попытались систематизировать данные о сфере корпоративного образования в РФ. Для этого были опрошены 60 руководителей корпоративных университетов компаний из рейтинга «Эксперт-200» и других крупных российских организаций, которые сфокусированы на развитии человеческого капитала. Ответы поступили от 44 структур (75%), которые отвечают за обучение и развитие более 4 млн человек. Всего же в России более 100 организаций сообщали о наличии проекта или программы «корпоративный университет».
Интерес к развитию корпоративных программ обучения со стороны компаний объясняется разрывом между теоретическими знаниями, которые выпускники получают в традиционном университете, и набором практических навыков, который необходим работодателю. Из-за несоответствия образовательных программ требованиям рынка труда компаниям приходится доучивать выпускников «на местах». Эксперты на рынке труда считают, что потребность в собственных программах обучения будет только расти. Как отмечает эксперт направления «Экономика и социальное развитие» Центра стратегических разработок (ЦСР) Евгения Васильева, идеология непрерывного обучения в последнее время становится одной из ключевых тенденций в сфере образования. «Профессиональные знания устаревают ввиду быстро меняющихся мировых процессов, развития технологий и инноваций, поэтому на рынке труда возрастает потребность в практикоориентированном подходе при подготовке кадров и развитии профессиональных компетенций. Компаниям важно оперативно менять процессы, отвечая изменениям, удерживая при этом и развивая в соответствии с потребностью "таланты" компании, а сотрудникам — осваивать новые компетенции, развивать навыки, как профессиональные, так и личностные»,— добавляет эксперт.
Задачи современных корпоративных университетов не ограничиваются механическим «доучиванием» сотрудников под нужды предприятия. В исследовании авторы делают акцент на трансформационной роли таких институций — их эволюции «от провайдеров обучения сотрудников к драйверам развития компании». То есть современные корпоративные университеты нацелены на трансформационное обучение и развитие как руководителей, так и других сотрудников, а также на создание и распространение внутри организации передовых знаний.
Как показало исследование, на содержание образовательных структур у компаний уходит в среднем 1,2% годового бюджета фонда оплаты труда (ФОТ), или 401,6 млн руб. При этом спектр видов деятельности российских корпоративных университетов разнообразен (это и издательская деятельность, и координация взаимодействия компаний с традиционными вузами). Помимо образовательной функции почти 70% структур занимаются оценкой персонала. Зачастую она необходима для подбора программ обучения, число которых в портфелях университетов колеблется от 10 до 2,1 тыс. Такой разброс исследователи объясняют тем, что некоторые организации учитывают только комплексные образовательные решения, другие же — все программы, включая микрообучение. Во многом корпоративные университеты нацелены на массовое обучение и развитие талантов каждого сотрудника: 77% опрошенных сообщили о готовности обучать весь персонал компании. Такой подход способствует росту общей результативности предприятия, с другой стороны, может свидетельствовать о понимании компанией разрыва между реальными и необходимыми компетенциями по каждой бизнес-функции и каждому уровню управления организацией, отмечают авторы.
Хотя часть университетских структур (14%) сфокусирована на обучении и развитии лишь руководителей высшего, среднего и линейного звена, программы половины корпоративных университетов открыты и внешним слушателям. Так, 36% структур готовы обучать персонал в рамках цепочки поставок (клиенты, подрядчики, иные физлица), что позволяет повысить эффективность компании и ее устойчивость. Еще 16% занимаются подготовкой студентов и школьников, привлекая тем самым молодые таланты и решая задачи по набору на массовые специальности. В среднем для внешних клиентов доступно 82,5 программы. Из-за разных подходов к обучению диапазон целевой аудитории корпоративных университетов колеблется от 1,5 тыс. до 880 тыс. человек при средней численности более 73 тыс. человек на один университет. В 2021 году в среднем на обучение одного человека ушло 43,4 часа (от 2,3 часа до 150 часов). Этот показатель в целом соответствует средней трудоемкости «навыковых» программ университетов в 42,5 часа. Доступности программ в последние годы способствовал перевод обучения в онлайн-режим: с 2019 по 2021 год доля онлайн-обучения выросла с 28% до 68%.
В ЦСР отмечают большой потенциал корпоративных университетов: такое образование отвечает потребностям рынка как в развитии профессиональных навыков, отвечающих запросам работодателей, так и «мягких» навыков. «Только регулярно функционирующие выстроенные HR-процессы дают компании возможность быть готовой к внешним вызовам и новым проектам. Укомплектование, адаптация, оценка, обучение и развитие, карьерные треки и сформированный управленческий резерв, корпоративная культура, внутренние коммуникации, исследования и вовлеченность — все это части единого целого. Вытащив любой из этих "кирпичиков", компания рискует устойчивостью системы»,— рассуждает заместитель гендиректора Трубной металлургической компании (ТМК) по управлению персоналом, директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина. В «РусГидро» согласны с коллегой: «Ограничение рынка труда, необходимость развивать новые компетенции в соответствии со стратегическими приоритетами никто не отменяет».
В «Росатоме» уверены, что компании будут инвестировать в повышение квалификации и развитие своих сотрудников. «Формы могут быть различными: через корпоративные университеты, через совместные программы с классическими университетами, покупку тренингов у различных рыночных игроков и так далее. Все будет зависеть от того, какой тип игроков на рынке образования будет способен в конкретный момент времени обеспечить лучшее предложение под задачи корпораций»,— добавляют там.
Изменения в системе высшего образования (в том числе отказ от Болонской системы и переход на специалитет) на развитие корпоративных университетов повлияют слабо, считают на рынке. «Перестройка системы не произойдет в сжатые сроки, поэтому говорить о влиянии рано — корпоративные университеты быстро реагируют на трансформационные процессы в спросе на рынке труда, реализуют образовательные программы в соответствии с потребностями рынка»,— отмечает Евгения Васильева. Гендиректор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Артем Шадрин считает, что корпоративные университеты способны стать важным и эффективным коммуникатором между руководством компаний и вузами. И эта роль не будет зависеть от соотношения магистратуры, бакалавриата и специалитета. «Будут расширяться форматы и масштабы партнерства вузов и университетов, включая как традиционные форматы базовых кафедр, так и новые форматы передовых инженерных школ, проектного обучения»,— прогнозирует эксперт.
По данным исследования, корпоративные университеты (КУ) тесно сотрудничают с вузами, выступая координаторами взаимодействия между ними и собственно бизнесом (64%). Например, «РусГидро» взаимодействует более чем с 20 вузами-партнерами, в том числе осуществляет практическую подготовку на базе предприятий группы, а также целевую подготовку под запрос компании в рамках контрольных цифр приема. Единого мнения о необходимости упрочнения партнерства государства и бизнеса в вопросах образования на рынке нет. В НАРК полагают, что целесообразно расширить масштабы поддержки партнерских проектов вузов и предприятий. «Развитие такого сотрудничества могло бы привести, например, к расширению практики встраивания вузов в программы непрерывного образования, реализуемые корпоративными университетами»,— поясняют в ассоциации. В ТМК считают важным, чтобы корпоративные университеты или компании, в которых есть КУ, участвовали в разработке и анализе образовательных инициатив, в том числе на государственном уровне. В свою очередь, в госкорпорации «Росатом» и в «РусГидро» сообщили о достаточности действующих механизмов. «Схем взаимодействия с государством, а именно участие в грантовых конкурсах, проектах совместного софинансирования, достаточно как формы поддержки»,— констатировали в «РусГидро».