«У нас нет преград для развития сотрудников!»
Заместитель генерального директора по корпоративному развитию и проектной деятельности Наталия Шишлакова — о трансформации бизнеса, лидерстве в цифровизации и кадровой стратегии компании
«Трансмашхолдинг» (ТМХ) — лидер среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и номер пять на международном рынке. “Ъ” поговорил с заместителем генерального директора по корпоративному развитию и проектной деятельности—членом Управляющей коллегии «Трансмашхолдинга» Наталией Шишлаковой о цифровой трансформации компании, новой потребности в кадрах на производствах и принципах корпоративного обучения.
— ТМХ можно назвать лидером цифровизации в тяжелой промышленности. Почему вы решили сделать ставку на внедрение IT-решений?
— Сегодня ТМХ находится на этапе масштабных перемен: трансформируются бизнес-процессы, развиваются новые направления деятельности. Мы принимаем текущие вызовы рынка и ожидания потребителя, поэтому являемся одним из лидеров цифровизации в российском машиностроении. Программы «Инжиниринговое моделирование», «Цифровой завод» уже зарекомендовали себя в индустрии. За последнее время ряд проектов успешно завершен, созданные решения переведены в промышленную эксплуатацию, все проекты встроены в технологию производства, в должностные инструкции персонала и приносят ожидаемый бизнес-эффект. Например, были созданы: Цифровая имитационная модель производства, 3D-модели заводов, Система управления инженерными данными, Интерактивные электронные технические руководства, Роботизированные комплексы, Система мониторинга производственного оборудования, Система прослеживаемости товарно-материальных ценностей при помощи RFID-технологии (система хранения и передачи различной информации, которая основывается на радиоволнах для автоматизации), Система компьютерного зрения на участках сборки, Система для фиксации качественных параметров проверки выпускаемой готовой продукции и отметок о приемке персоналом ЦТА РЖД и др.
Основными целевыми показателями проектов цифровой трансформации выступают повышение надежности изделий и снижение затрат на их производство и сервис. Программа цифровой трансформации включает в себя более 100 различных проектов и инициатив. Мы переходим на безбумажное производство по новым видам изделий, в виртуальной среде организуем работу по проектированию локомотивов, вагонов и деталей.
Company profile
ТМХ («Трансмашхолдинг») — номер один среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ, номер пять в мире. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. ТМХ — российская компания со штаб-квартирой в Москве и международными подразделениями в Египте, Белоруссии и Казахстане. В структуру холдинга входит 12 производственных и сборочных площадок в России и других странах мира, а география работы охватывает более 30 государств.
По итогам 2021 года в «Трансмашхолдинге» были созданы все необходимые условия функционирования поддерживающей модели проектного офиса: была разработана типология проектов компании с утвержденными критериями, проработана вся необходимая методология управления проектами — верхнеуровневая для всех типов проектов, а также детализированная с описанием и подробными чек-листами для наиболее приоритетных типов: продуктовых проектов и проектов цифровизации. Следующий этап — разработка модели ранжирования проектов, которая будет включать в себя перечень критериев, которые компания считает важными. Направление унификации бизнес-процессов стало логичным продолжением развития цифровизации. На заводах ТМХ уже есть серьезные достижения в практике СМК и бережливого производства, в основе которых лежит процессный подход. Мы видим своей перспективной задачей формирование целостной архитектуры бизнес-процессов холдинга, единых моделей для типовых процессов и функций на площадках, общих правил формирования организационных структур.
С 2017 года в ТМХ внедрена система KPI. В начале года руководство ставит перед компанией корпоративные ключевые цели, которые далее декомпозируются на функциональные подразделения. Каждый наш сотрудник влияет на результат! В перспективе — формирование сквозной системы показателей по всей Группе ТМХ, их сопоставление с конкретным процессом или проектом, анализ лучших практик.
— Какие направления трансформации своей компании помимо цифровизации вы считаете наиболее важными с точки зрения развития всей отрасли тяжелого машиностроения?
— В своей деятельности холдинг всегда учитывает национальные приоритеты России, и поэтому одна из целей нашей стратегии — максимальная локализация производства, развитие регионов присутствия. Данные принципы важны для бизнеса: снижается стоимость закупаемых изделий, сокращаются сроки поставок, уменьшается влияние внешнеполитических и макроэкономических факторов. Холдинг стремится формировать долгосрочные программы партнерства и развития, которые создают благоприятные условия для развития современных, высокотехнологичных производств.
С 2014 года мы начали проводить работу по совершенствованию подвижного состава, для чего стали использовать отечественную компонентную базу: большая часть деталей, включая литье, производятся внутри холдинга.
Сейчас уровень локализации по всей продукции ТМХ составляет более 90%. Например, «Иволга 3.0» — городской электропоезд, в который внедрены все лучшие мировые технологии и дизайнерские решения. Безусловно, нам не удалось полностью отказаться от импортных комплектующих — часть из них поставляется из дружественных стран. При этом значительная часть комплектующих произведена в России. В производстве поезда задействовано более 250 крупных и средних предприятий.
Имеют высокую степень локализации и другие наши новинки, которые в ближайшее время получат сертификаты соответствия: маневровый тепловоз ТЭМ23, локомотив с отечественным двигателем 3ТЭ28. В последнем локализация составляет 99%. Мы планируем достичь аналогичного уровня для всей продукции уже в первом квартале следующего года. Не удается пока заместить буквально 1% — электронную систему, которую пока только начинают производить в нашей стране.
В 2017 году мы решили объединить все наши конструкторские бюро в Инжиниринговый центр «ТМХ Инжиниринг». Это специализированная организация, входящая в состав холдинга, которая осуществляет работы по созданию новых моделей подвижного состава. Подразделения «ТМХ Инжиниринг» расположены в девяти городах России. В них трудятся в общей сложности более 1,1 тыс. инженеров. Мы уверены, что лучший способ предвидеть будущее — спроектировать его! У нас нет ни одного лицензионного продукта, а вся конструкторская документация — собственные разработки холдинга. Наш «ТМХ Инжиниринг» создает продукт, ориентированный на отечественные комплектующие, которые по качеству не уступают иностранным. Таким образом, мы обеспечиваем безопасность на подвижном составе не только для пассажиров и локомотивных бригад, но и безопасность нашего будущего, что особенно важно в настоящих условиях непредсказуемой геополитической обстановки. Причем конструкторская документация содержит на каждый блок по несколько комплектаторов для обеспечения безопасности поставки.
Отмечу также, что холдинг содействует и развитию инфраструктуры для становления новых промышленных производств. Наиболее яркий пример — создание в Тверской области Промышленного технопарка КСК, в рамках которого работают производства ключевых компонентов: электроники, климатического оборудования, элементов интерьера и экстерьера и др. Общая численность персонала уже сейчас более 1,6 тыс. человек. Планируется, что номенклатура производимых резидентами технопарка компонентов превысит 300 наименований.
— Как вы видите развитие отрасли в следующие два-три года? Какие факторы будут влиять на этот процесс?
— В нашей отрасли есть совершенно четкое понимание того, что продукция, которую мы производим, будет востребована и далее. Мы также осознаем, что потребление будет и дальше возрастать. Поэтому мы разрабатываем не только рельсовую технику всех основных классов, но и двигатели, работающие на различном топливе для тепловозов, судов, объектов энергетики, готовим себя к компонентному производству и большему контролю всей производственной цепочки.
Если мы говорим про будущее отрасли, то точка роста для нас — это еще и двигателестроение. Это наша традиционная компетенция, которую в 2020 году мы выделили в отдельный блок «ТМХ Энергетические решения». Здесь не просто строят двигатели, а создают комплексные решения «под ключ», что соответствует запросам рынка. Но, конечно, в основе процесса — расширение продуктовой линейки двигателей, повышение их энергоэффективности. Например, совсем недавно ТМХ подписал соглашение с «Росатомом» на поставку дизель-генераторных установок для российской атомной отрасли. Разработки ТМХ в этой области играют важную роль в создании систем резервного энергоснабжения, обеспечении бесперебойной и безопасной эксплуатации АЭС и других высокотехнологичных объектов.
— Удается ли вам нанимать готовых специалистов или их необходимо доучивать?
— Востребованные компетенции формируют новые модели обучения уже сегодня. Образование нового века должно меняться с учетом требований к современным профессиям.
Учебные центры — гордость компании. Один из старейших — Учебный центр им. М. К. Тенишевой Брянского машиностроительного завода. Самый крупный учебный центр — КУЦ НЭВЗ на Новочеркасском электровозостроительном заводе. На большинстве предприятий есть специализированные лицензированные учебные центры регионального значения. Семь из них сертифицированы и могут обучать как сотрудников предприятия, так и организовывать внешнее обучение в том числе наших партнеров, которые занимаются обслуживанием подвижного состава. Кроме того, во всех регионах присутствия ТМХ заключены стратегические соглашения о взаимном партнерстве с университетами: МГТУ им. Н. Э. Баумана, Российским университетом транспорта (МИИТ), Брянским государственным техническим университетом, Московским институтом стали и сплавов, Южно-Российским государственным политехническим университетом им. М. И. Платова. Последний находится в Новочеркасске, где расположен наш крупнейший электровозостроительный завод, и большое количество студентов проходит практику на этом предприятии. Студенты, которые показывают самые лучшие результаты, приходят к нам на работу.
Наши приоритеты — это работа на результат и неограниченные перспективы для роста. В связи с этим компания формирует среду и экспертное сообщество для реализации программы оперативного кадрового замещения на вакантные должности. Работает Школа кадрового резерва — это очень эффективный проект управления талантами ТМХ.
За время ее существования в кадровый резерв вступили более 1,2 тыс. человек, из них более 200 уже выполнили индивидуальный план развития и заняли должности целевого уровня. Для успешного развития компании в конкурентной среде важны персональные достижения каждого сотрудника. Поэтому формирование и развитие высокопрофессионального кадрового резерва — одна из стратегических для компании задач. Мы стремимся к тому, чтобы сохранить более чем столетние традиции российского транспортного машиностроения и обеспечить его динамичное развитие, соответствие качества нашей продукции современному миру.
— Почему вы решили выставить свою команду на Международный чемпионат высокотехнологичных профессий Хайтек?
— Наша компания принимает участие в чемпионате с 2018 года. Мы разделяем цели движения — повышение престижа профмастерства и развитие профессионального образования. Стандарты конкурса достаточно строгие. Данные мероприятия позволяют нашим специалистам получить объективную оценку своего мастерства и обменяться опытом с признанными экспертами. Тяжелое машиностроение основывается на уникальных компетенциях наших сотрудников и технологическом развитии.
Подготовка к Хайтеку предполагает обучение по стандартам чемпионата, проведение внутренних соревнований. На базе наших предприятий мы уже несколько лет проводим соревнования по стандартам чемпионата.
Например, в прошлом году электросварщики Группы ТМХ соревновались на площадке Тверского вагоностроительного завода. Конкурсное задание включало четыре модуля, для выполнения которых необходимо было применить различные виды сварки. Как правило, сварщики работают на производстве с одним-двумя видами сварочных технологий, владеть сразу четырьмя непросто. Такие соревнования — настоящий вызов! Они вдохновляют на повышение своей квалификации даже заслуженных профессионалов. В этот процесс вовлекаются даже те, кто не участвует в самих соревнованиях.
Наша стратегическая инициатива — продвижение повестки устойчивого развития.
В этом году мы приняли участие в четырех компетенциях: охрана труда, неразрушающий контроль, сварочные технологии, инженер-технолог в машиностроении.
В силу специфики нашей продукции мы часто работаем с государственными органами разных стран в роли заказчиков. Они действуют в соответствии с жесткими и комплексными стандартами, поэтому при выполнении этих заказов надо уделять особое внимание соблюдению всех законов и норм охраны труда. Одна из главных задач нашей компании — обеспечение заказчиков современным, высокоэффективным подвижным составом. Мы не ограничиваемся тем, что выпускаем очень хорошую технику — мы распространяем свою ответственность на весь ее жизненный цикл, обеспечиваем соответствующее сопровождение. Мы хотим, чтобы она сохраняла свое высокое качество все время, пока она используется. Важный приоритет — это создание максимально комфортных условий для всех пользователей нашей техники.
Наша компания заботится об экологии и считает, что эта сложная проблема требует не менее сложных, комплексных и продуманных решений. Мы постоянно совершенствуем свои технологии, процессы и выпускаемую продукцию для того, чтобы они не оказывали негативного воздействия на окружающую среду. Наша компания безусловно соблюдает все нормы законодательства, касающиеся защиты окружающей среды, в том числе международного.
Неразрушающий контроль — это важный аспект, который в первую очередь связан с безопасностью не только пассажиров, но и сотрудников железных дорог. Мы выполняем сервисные ремонтные работы, поэтому это крайне важная составляющая нашей деятельности.
Мы также следим за расширением номинаций, чтобы увеличить количество компетенций, в которых сможем участвовать в следующий раз.
Традиционно в составе нашей делегации на чемпионате Хайтек были не только эксперты и участники, но и будущие участники, а также молодежный актив «Поколение Инжен».
Инжен — это машиностроитель XXI века, молодой, драйвовый специалист, который готов меняться сам и менять мир вокруг. Стратегия Молодежного движения предполагает развитие пяти основных направлений: внутренние и внешние коммуникации, спорт, научно-инновационный центр и волонтерская деятельность.
— Планируете ли вы дополнительно поощрять ваших сотрудников—призеров чемпионата?
— Для призеров этого чемпионата победа будет означать возможность продвижения в карьере. Но все зависит от конкретного сотрудника: он может совершенствовать мастерство. Многие уходят в экспертные ветки и становятся высокого уровня профессионалами в своих областях. Они работают либо на производственной стезе, либо в операционном управлении на производствах. И, как я уже сказала, у нас много вариантов для маневров и перемещений внутри компаний, у нас нет преград для развития сотрудников.
— Когда компания участвует в каком-то чемпионате, внутри тоже организуются аналогичные конкурсы. Заметили ли вы эффект от них?
— Да, внутри компании мы проводим конкурсы по рабочим специальностям. Мы видим, что за прошедшие 20 лет сильно вырос престиж машиностроительных специальностей.
Обеспечить компанию компетенциями будущего — это серьезный вызов, который нам всем вместе предстоит принять и достойно на него ответить. Внедрение цифровой трансформации — введение новых принципов принятия решений, цифровая культура, изменение бизнес-среды — невозможно без вовлечения в трансформацию каждого человека.
Многие профессии будущего в машиностроительной отрасли обладают цифровыми инструментами, которые уникальны по своей сути и разнообразны нестандартными сервисами. Поэтому для нас имеют важное значение цифровые компетенции подрастающих поколений.
Совместно с Высшей школой экономики, Московской школой управления «Сколково», Университетом «Иннополис» мы разрабатываем программы по цифровой трансформации.
В «Сколково» была проведена программа «Лидерство в цифровой трансформации». Обучение прошли более 70 сотрудников. Совместно с Университетом «Иннополис» по программе «Лидеры цифровой трансформации» организовали обучение для более чем 300 ключевых сотрудников: они получили дипломы CDO (Chief Data Officer) и CDTO (Chief Digital Transformation Officer). В настоящее время 22 лучших инженера нашего холдинга проходят обучение в Высшей школе экономики в рамках программы «Школа новаторов».
Мы развиваем престиж рабочих профессий сразу же на несколько уровней: начали готовить молодых специалистов по тем профессиональным нишам, которые для нас традиционны. Параллельно выявили для себя профессии, которым ранее не уделяли внимания. Создали программы для учебных центров и начали приглашать людей для профессиональной реализации, в том числе из других отраслей промышленности.
Благодаря этой работе за два года мы зарегистрировали через Минтруд в квалификационном справочнике «Тяжелое машиностроение» несколько профессий. Таким образом, в отрасли мы разрабатываем бизнес-процессы в части профессиональной сертификации. Это формирует вектор для развития других направлений промышленности, что позволит заявить о ТМХ и в других отраслях через специальность и продукт.
ТМХ — лидер отрасли. Наша энергичная команда объединена общей целью! Быть профессионалами для нас означает работать с отдачей, производить качественную и безопасную продукцию, первыми узнавать о новейших тенденциях рынка, применять современные технологии цифрового мира — находиться в непрерывном движении.
С нами будущее ближе! А все глобальные достижения еще впереди!