Рабочие специальности переходят к практике
В России стартовал «Профессионалитет»
В нынешнем году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет». По сути, он означает перезагрузку системы среднего профессионального образования (СПО), так как должен подготовить кадры под реальные нужды конкретных работодателей из технологических отраслей. “Ъ” подводит итоги первого набора в колледжи по программам «Профессионалитета» и оценивает перспективы проекта на российском рынке труда.
До «Профессионалитета» система российского СПО пережила массу взлетов и падений, поиски какого-то оптимального варианта подготовки специалистов среднего звена шли последние несколько лет. И если в отношении так называемых мягких сервисных специальностей ситуация складывалась относительно благополучно (спрос на обучение имел устойчивую траекторию), то с рабочими профессиями ситуация была хуже. Поэтому новый проект должен был комплексно учитывать: интересы молодых людей в получении среднего специального образования (и, что еще более важно, помогать в трудоустройстве), интересы колледжей и техникумов, нуждающихся в обновлении материально-учебной базы, интересы регионов на спрос рабочей силы, а также запросы работодателей в квалифицированных кадрах определенных компетенций. И самое главное — сделать выбор рабочих профессий популярным, предоставляющим возможность молодым людям получать современные навыки и компетенции и занимать высокотехнологичные рабочие места, а не выполнять низкоквалифицированную работу.
На существующую проблему разницы приема в колледжи и техникумы на сервисные и рабочие профессии указывают и авторы аналитического доклада «Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала» Высшей школы экономики. Они отмечают, что при существующей тенденции роста поступающих по направлениям среднего профессионального образования представление об СПО «как об оплоте рабочих индустриальных профессий» потеряло свою актуальность. На их место пришли неиндустриальные, сервисные или IT-специальности, которые аккумулируют большую часть приема почти в 3,5 тыс. образовательных организаций.
По данным Минпросвещения, основной контингент учащихся СПО — до 60% — составляют выпускники девятых классов. И почти столько же из них идут учиться на специалистов в сфере информационной безопасности, фармации, клинической медицины, строительства, на поваров, кондитеров, парикмахеров. Авторы доклада объясняют такой выбор тем, что эти популярные профессии имеют одну общую черту: создают широкие возможности для предпринимательской деятельности и, следовательно, сулят гарантированный заработок.
В то же время, по мнению авторов доклада, низкая популярность большинства рабочих специальностей связана с их неактуальностью, прохождением процесса обучения на устаревшем оборудовании, низкой материально-технической базой колледжей и техникумов. Все это делает выпускников неконкурентными на рынке труда, заставляя искать работу не по профилю или выполнять задачи, не требующие высокой квалификации, получать низкую зарплату.
Несмотря на то что Минпросвещения оценивает уровень трудоустройства выпускников СПО на производстве в 70%, Росстат называет другие цифры: работу по профилю имеют только 58% сотрудников, окончивших колледжи или техникумы. Среди причин такого положения дел в исследовании Высшей школы экономики перечисляются нехватка соответствующих вакансий на рынке труда, низкая зарплата, некомфортные условия работы, предложение рабочих мест, где не требуются специальные знания. Авторы доклада отмечают, что все это затягивает процесс реализации карьерных перспектив для молодых людей с дипломами квалифицированных рабочих. Кроме того, им приходится конкурировать с выпускниками вузов, которые имеют более высокие шансы заняться работой по профилю.
Проект «Профессионалитет» призван существенно изменить ситуацию за счет своей подстройки под мобильность рынка труда и задачи импортозамещения. При этом, как отмечают авторы доклада, требования по отношению к рабочим и специалистам среднего звена со временем будут только возрастать. Чтобы занять рабочее место на современном предприятии, выпускнику колледжа помимо основной профессии надо овладеть новыми прикладными навыками и соответствовать растущей технологической сложности современного производства.
Это — синхронизировать кадровые потребности предприятий с возможностями системы среднего профессионального образования для развития реального сектора экономики — и является одной из основных целей «Профессионалитета». Но авторы доклада Высшей школы экономики обращают внимание еще на один аспект — экономические интересы выпускников колледжей и их семей: гарантированное трудоустройство, рыночная зарплата, соцподдержка.
Пока «Профессионалитет» реализуется в пилотном варианте. Программы обучения сокращены с трех с половиной—четырех лет до двух—двух с половиной лет, и за это время студенты должны завершить общеобразовательный курс, получить знания о профессии, а главное — набить руку. Прохождению практики в проекте отводится 50% времени, большую часть которого будущие рабочие должны провести на производстве в реальных условиях. В целом такой практикоориентированный подход гарантирует им не только получение навыков и компетенций, но и возможность будущего трудоустройства.
На сегодняшний день в проекте участвуют восемь ключевых отраслей реального сектора российской экономики: металлургия, машиностроение, легкая промышленность, железнодорожный транспорт, атомная отрасль, сельское хозяйство, химическая отрасль, фармацевтическая отрасль. Отличительной особенностью программы является полноценное участие работодателя в организации образовательной деятельности в колледжах и техникумах: под его заказ формируются обучающие программы, под это подбирается педагогический состав, который обязательно проходит переобучение и подготовку, происходит переоснащение лабораторной и учебно-технической базы. Сейчас в проекте участвуют 200 предприятий-работодателей, в их числе ГК «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Авиационная корпорация "Рубин"».
Еще одной особенностью «Профессионалитета» является отраслевой подход. То есть регион, предприятие и колледжи создают образовательно-производственные центры — кластеры. Сейчас их 71 в 43 субъектах РФ по 103 профессиям и специальностям. В следующем году к проекту присоединятся еще 12 регионов и откроется 70 новых кластеров.
Финансируется проект из федерального бюджета. В 2022 году на эти цели выделено 7 млрд руб., еще 1,5 млрд руб. вложено предприятиями. Обучение в колледжах бесплатное, но, по данным Минпросвещения, был и платный набор — соотношение бюджетников и контрактников в группах на сегодняшний день составляет примерно 15 к 3.
Как рассказали в ведомстве, в текущем году по программам «Профессионалитета» в колледжи и техникумы поступили порядка 150 тыс. первокурсников. В среднем конкурс на одно место составлял 1,6 человека. Наибольшим спросом у абитуриентов пользовались образовательные организации из числа кластеров по отраслям машиностроение, металлургия и сельское хозяйство.
Прием на «Профессионалитет» подтвердил общую тенденцию выбора СПО выпускниками девятых классов: из общего числа они составили до 75% первокурсников. В большинстве случаев это были молодые люди, выбравшие профессии и специальности из группы «Инженерное дело, технологии и технические науки». Девушки в основном поступали на направления технического профиля в сфере химических и биотехнологий, легкой промышленности, а также программы в сфере сельского хозяйства и ветеринарии, сервиса и туризма. В министерстве отмечают, что в целом довольны результатами приема по направлениям «Профессионалитета», и строят планы по расширению проекта в 2023 году.
Между тем, несмотря на желание государства сократить дефицит рабочих кадров, усилия по интеграции колледжей и предприятий могут оказаться безрезультатными, если работодатели не будут готовы платить высокую заплату. Так считает кандидат экономических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций Школы медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака. «Все упирается в соотношение спроса и предложения: если на рынке не будет хороших зарплат, то "Профессионалитет" не поможет добиться увеличения спроса на эту работу. Люди не идут на рабочие профессии, потому что там не очень хорошо платят. И проблема здесь не в нехватке квалификаций, а в том, что это неинтересная, невыгодная и неперспективная работа. Поможет исправить ситуацию только нормальное рыночное повышение цены. До тех пор пока не будет нормальных рыночных зарплат, пока работодатели не будут готовы платить, люди будут избегать этих мест работы и учебы, и у нас будет дефицит рабочих профессий»,— отметил господин Кульбака.
Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов считает, что решение вопросов подготовки кадров в рамках «Профессионалитета» связано как с адекватностью зарплат, так и с готовностью овладевать рабочими профессиями. «Это серьезный отбор людей, которые в состоянии овладеть этой профессией, это вопросы, связанные с выделением наставников и их оплаты, вопрос зарплаты самих выпускников, чтобы низкое вознаграждение за их труд не подталкивало их к решению уйти и искать другую работу. Это такой законченный цикл, и он заключается в том, чтобы человека обучили, он пришел и остался работать на предприятии. И без этого говорить, что мы достигнем какого-то результата, трудно»,— подчеркнул он.