Наука о взаимодействии
Россия подходит к системному взаимодействию ученых и филантропов
Первый заместитель исполнительного директора «Форума доноров» Ирина Ефремова-Гарт — о трендах, уроках и перспективах поддержки бизнесом науки и образования, а также условиях для повышения качества управления соответствующими проектами.
Сегодня бизнес прекрасно осознает, что поддержка образования и инвестиции в науку не только создают очевидную социальную ценность, но и являются залогом повышения конкурентоспособности компаний. На протяжении всей истории проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» инвестиции в образование были и остаются приоритетом номер один в программных портфелях социально ответственного бизнеса.
Последние два года партнером «Форума доноров» в этой номинации является Министерство науки и высшего образования. Подать заявку для участия в данной номинации могут все компании, поддерживающие проекты, которые содействуют молодежи в получении образования, нацелены на ее вовлечение в научную и научно-техническую деятельность и способствуют развитию института наставничества.
Конкурс 2022 года выявил набор тенденций в соответствующей практике компаний. Первая из них — сонастроенность целей проектов поддержки образования и науки с бизнес-стратегиями компаний. Так, для компании «ЕвроХим» эти проекты «напрямую и непосредственно связаны с ключевыми бизнес-задачами компании на территориях присутствия: обеспечением кадрами, привлечением молодежи и воспроизводством инженерных профессий». Инвестиции в такие программы — решение кадрового вопроса не только для компании, но и для всей отрасли.
Второй тренд состоит в том, что компании освоили обширный набор форм поддержки образования и науки: от переоборудования школьных кабинетов и ремонта зданий до проведения грантовых конкурсов, самостоятельной разработки образовательных программ силами ведущих сотрудников предприятий и организации инженерных летних научных школ. Например, проект ПАО «ГМК "Норильский никель"» помогает сформировать систему вовлечения школьников в процесс исследования и изобретательства, делая это при помощи инженерных марафонов и научных батлов. Характерно, что помимо узкоспециальной экспертизы компании выстраивают образовательные программы с учетом развития современных цифровых технологий и максимально привлекательных для школьников форм подачи информации. Так, ПАО «МегаФон» и Фонд развития общественных технологий разработали специальное мобильное приложение SkillCity, позволившее тысячам школьников познакомиться с миром современных профессий, поместив их в виртуальный город с офисами компаний, где они узнают о востребованных специальностях.
Третий тренд: подавляющее большинство проектов поддержки образования и науки реализуются бизнесом в партнерстве с органами власти, что позволяет сонастроить эти инвестиции с целями нацпроектов. Например, проект детского технопарка «Кванториум» в Кингисеппе реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между правительством Ленинградской области, Фондом Андрея Мельниченко и АО «Минерально-химическая компания "ЕвроХим"». Занятия для школьников организованы по восьми направлениям: «Биоквантум», «Наноквантум», «Промробоквантум», «IT-квантум», «Космоквантум» и «Хайтек». На занятиях ребята разрабатывают свои проекты, а авторы лучших могут посетить производство «Фосфорит».
Еще одним трендом стал рост вовлеченности в соответствующие проекты сотрудников компаний. В роли корпоративных волонтеров сотрудники делятся своей экспертизой в инновационных научно-технологических областях, становясь ролевыми моделями для молодежи, повышая их мотивацию к изучению точных наук и выбору востребованных профессий.
Однако несмотря на то что доноры поддерживают сферу образования и науки, уровень эффективности проектов имеет серьезный задел для роста. Происходит это по нескольким причинам. Первая — дефицит диалога между донорами и получателями помощи, в результате чего дизайн программ не всегда учитывает интересы благополучателей, что снижает отдачу от инвестиций. «Если донор очарован эмоциональным интеллектом, он почему-то полагает, что эта программа должна быть для всех школьников любых школ. Но это неправда. И было бы правильно, если бы донор слышал позицию школы»,— полагает Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ. Вторая причина — недостаток знаний и навыков, необходимых для успешного тиражирования и грамотной проработки стратегии устойчивости таких проектов на фоне растущего запроса на воспроизводимость апробированных технологий. Третья: обеспечение устойчивости напрямую связано с вовлечением софинансирующих сторон, включая коллег по сектору. Появляющиеся примеры партнерств, когда несколько компаний вместе берутся за решение определенной проблемы, как правило, ограничиваются сферой поддержки социальной активности в регионах присутствия или развитием добровольчества и не включают проекты по поддержке науки и образования. Наконец, четвертая причина заключается в том, что донорам не всегда хватает понимания того, как сегодня функционируют наука и образование. «Донорам необходимо выстраивать взаимодействие как с учеными, так и с образовательными институтами. Им надо понимать, как развивается эта сфера. Именно доноры могли бы выполнять связующую функцию между обществом и экспертным ученым мнением»,— говорит Алексей Семихатов, популяризатор науки, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Физического института им. П. Н. Лебедева Российской академии наук.
В апреле текущего года стартовало Десятилетие науки и технологий с целью усиления их роли в решении важнейших задач развития страны. Именно здесь опыт компаний, их интерес к этой сфере и готовность инвестировать в нее могут сыграть важную роль, органично дополнив усилия государства. Для координаций усилий компаний «Форум доноров» инициировал новый проект «Формула сохранения научного и образовательного потенциала». Он будет направлен на стимулирование донорских организаций активнее и эффективнее поддерживать проекты в сфере науки и образования.
Достижение цели проекта будет осуществляться через выстраивание диалога между научно-образовательным сообществом и донорами, повышение взаимной осведомленности о текущих потребностях и механизмах взаимодействия, создание условий для повышения качества управления проектами. Одним из основных инструментов будет серия встреч представителей донорского и научно-образовательного сообществ, которые позволят повысить информированность первых о современных тенденциях в области фундаментальной и прикладной науки и образования, а вторых — о технологиях грамотного взаимодействия с бизнесом. В долгосрочной перспективе эти усилия будут способствовать переходу от единичных проектов филантропической поддержки к системному взаимодействию ученых и филантропов и увеличению доли частного финансирования проектов в сфере науки и образования.