Тяжело в учении — легко в суде
У россиян все больше претензий к провайдерам онлайн-образования
Пандемия коронавируса ускорила рост популярности онлайн-образования: за четыре года покупать образовательные курсы в интернете стали существенно чаще. По оценкам опрошенных «Ъ» юристов, такая тенденция ведет и к увеличению судебных претензий: не все курсы оказываются качественными и оправдывают ожидания покупателей.
По данным Tinkoff Data, пандемия коронавируса ускорила рост спроса на онлайн-образование. В мае текущего года аналитики собрали сведения о покупках клиентов «Тинькофф» в категории «Образование» с 2018 по 2021 год. В выборку попала оплата курсов, школ, вебинаров, тренингов и других форматов обучения взрослых и детей, которые проходят не по государственным образовательным программам. За последние четыре года количество покупок увеличилось в 12 раз. При этом объем трат тоже вырос. В 2021 году он на 39% выше, чем в 2020-м. Средний чек 90% покупок был до 10 тыс. руб.— это означает, что покупатели выбирают более доступные курсы или предпочитают разбивать оплату на несколько платежей.
Увеличение популярности онлайн-образования привело и к росту претензий со стороны учеников. Например, по опыту юристов сервиса Destra Legal, которые сопровождают иски потребителей, еще в 2019 году у них были единичные случаи обращений с просьбой помочь вернуть деньги за курсы в интернете. За 2022 год там насчитали более 5 тыс. таких обращений, а ответчиками стали более 60 онлайн-школ. По данным RTM Group, приведенным по просьбе «Ъ», в 2021 году количество таких судебных споров увеличилось на 47% по сравнению с прошлым годом: «Ноябрьские показатели 2022 года соответствуют годовому показателю 2021 года. Это означает, что по итогам этого года мы снова ожидаем увеличение количества судебных споров не менее чем на 50%»,— объясняет старший юрисконсульт юридического направления RTM Group Карина Маргарян.
Представитель Destra Legal уточняет, что студенты стремятся объединяться для отстаивания прав, поэтому в этой сфере популярны коллективные иски. Один такой был подан 102 заявителями к онлайн-школе Geekbrains в конце июля. Поводом для иска стал отказ EdTech-компании возвращать деньги за онлайн-курсы в начале обучения. Сумма иска — 25,7 млн руб. Она включает стоимость оплаченных курсов, неустойку за отказ удовлетворить требования потребителей и компенсацию морального вреда в 20 тыс. руб. на каждого участника. Первый коллективный иск к Geekbrains из-за отказа вернуть средства клиентов был подан в декабре 2021 года. Изначально в нем участвовали 24 студента. Общая сумма их требований составляла 4,5 млн руб. Тогда компания урегулировала конфликт во внесудебном порядке, выплатив им около 2 млн руб.
Отказ возвращать деньги за онлайн-курсы в начале обучения не самый типичный случай для предъявления претензий. «Основной недостаток, который называет практически каждый студент независимо от уровня онлайн-школы,— “вода”. Приобретая онлайн-курс, студенты рассчитывают в сжатые сроки получить практикоориентированное знание, которое поможет им приобрести либо прокачать свои профессиональные навыки. Не всегда это случается»,— объясняет руководитель группы юристов сервиса Destra Legal Юлия Алейник. Среди других недостатков часто выделяют устаревший материал или возможность найти его в открытых источниках, а также неквалифицированных преподавателей. Но такие аргументы в пользу возврата денег суды могут принять за субъективные, а потому недостаточные для удовлетворения иска. В качестве объективных факторов могут принять несоответствие заявленной программе или отсутствие проверки домашних заданий, отмечает госпожа Алейник.
Школы в судах чаще ссылаются на то, что ученики могли ознакомиться с программой курса, читали оферту и фактически прошли обучение, рассказывает Карина Маргарян. Распространенное в суде требование — возврат «непройденной» стоимости обучения, даже если речь о недовольстве качеством: «Студент начал учиться, просмотрел пару-тройку уроков — не понравилось, попросил прекратить обучение и вернуть деньги. Онлайн-школа часто отсылает его к оферте, в которой указано что-то вроде “по прошествии 30 дней с момента покупки курса возврат стоимости обучения не производится”. Такое положение противоречит закону о защите прав потребителей. Шансы на выигрыш в суде в подобных делах очень высоки»,— указывает Юлия Алейник.
В сегменте корпоративного образования, напротив, число судебных разбирательств невелико. В первую очередь это связано с тем, что большая часть российских компаний, которые занимаются обучением своих сотрудников, создают образовательные программы сами, соответственно, судится им не с кем. Если же провайдером учебных услуг выступает сторонняя организация, то суммы корпоративных исков не превышают нескольких сотен тысяч рублей, а суды благосклонно относятся к требованиям и соглашаются с обоснованностью жалоб. Например, ООО «Акар Групп» (занимается оформлением разрешительной документации) судилось с Межрегиональной академией образования (ООО «ЭКО-образование») из-за того, что образовательные услуги не были оказаны в срок. Истец хотел, чтобы несколько сотрудников компании прошли дополнительные программы перед проведением аттестации, и заплатил за это 140 тыс. руб. Сроки оказания услуги прошли — заказчик попросил деньги обратно. 25 тыс. руб. вернулись в досудебном порядке, остальное пришлось требовать через суд. Срыв сроков там признали нарушением норм Гражданского кодекса. Арбитражный суд Удмуртской Республики постановил вернуть компании всю сумму.