У производителя отбирают приставку
Налоговики потребовали от «Роснефтехима» сменить название
Арбитражный суд Башкирии по требованию межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы обязал закрытое акционерное общество «Инновационно-промышленная компания “Роснефтехим”» сменить название, убрав из него приставку «Рос». По мнению инспекции, буквенное сочетание вызывает у потребителей ассоциацию об участии государства в деятельности компании, при этом у нее нет разрешения использовать в названии производные от названия страны. Юристы называют решение суда законным.
Арбитражный суд Башкирии удовлетворил исковые требования межрайонной инспекции №39 Федеральной налоговой службы к закрытому акционерному обществу «Инновационно-промышленная компания “Роснефтехим”» об обязании изменить название, убрав из него приставку «Рос».
По мнению налоговой службы, имеющееся в названии компании сокращение «Рос», представляет собой «устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от слов “российский”, “Россия”, вызывающее стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации». Компания не имеет разрешения на использование данного сочетания, говорится в тексте решения, тем самым нарушает статью Гражданского кодекса РФ о фирменном наименовании (п.4 ст. 1473 ГК РФ).
В ноябре прошлого года налоговая предлагала «Роснефтехиму» добровольно изменить название, однако направленное на адрес юрлица письмо вернулось по истечении срока хранения. В связи с этим в июне текущего года межрайонная инспекция ФНС обратилась в суд.
Представитель ответчика в судебных заседаниях не участвовал, отзыв на иск компания не предоставила, следует из решения суда.
• ЗАО «Инновационно-промышленная компания “Роснефтехим”», по данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрировано в Уфе в 2004 году. Компания специализируется на разработке и производстве реагентов, применяемых в горнодобывающей, горно-обогатительной и нефтегазодобывающей областях промышленности: выпускает профилактические средства и смазки для обработки горнотранспортного оборудования, флотационные реагенты для обогащения угля, пылесвязующее средство и реагент для профилактики эндогенных пожаров. В 2021 году выручка компании составила 579 млн руб., чистая прибыль — 43,6 млн руб.
Удовлетворяя требования налоговой службы, суд указал на то, что учредительные документы юридического лица не содержат информацию о том, что слово «Роснефтехим» является транскрипцией с иностранного языка и не является самостоятельным словом русского языка, а значит состоит из первого слога слова «Россия» и сокращений «нефть» и «хим», говорится в решении суда. При этом разрешение на использовании в фирменном названии компании слов «Россия» и «Российская Федерация» и их производных выдается федеральным Министерством юстиции.
В «Роснефтехим» на запрос «Ъ-Уфа» вчера не ответили.
По мнению старшего партнера юридической фирмы Intellect Максима Лабзина, решение суда является законным и полностью соответствует судебной практике. «Суд по интеллектуальным правам постоянно оставляет в силе такие решения нижестоящих судов. Таким же образом были разрешены споры по таким, например, фирменным наименованиям, как «Рос-Трейд», «Росинтех», «Росинвест», «РосГосСервис», «Авторос», «Росдорснабжение» и многим другим», — отметил он.
«Гипотетически ответчик может добиться отмены решения арбитражного суда, если представит либо доказательства того, что разрешение Минюста у него есть, либо того, что “Рос” в составе фирменного наименования не образовано от “Россия”, а является сокращением от иного слова, но доказать это будет достаточно сложно и для этого как минимум нужно убедить суд в необходимости проведения независимой лингвистической экспертизы», — считает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Управляющий партнер агентства «Барристер» Айдар Муллануров считает, что смена названия может доставить ощутимые проблемы, в том случае, если у компании зарегистрирован одноименный товарный знаки или лицензионные договоры. «Если запрет устоит в судебных инстанциях, правообладателю придется вносить изменения и в маркетинговую кампанию, — отмечает эксперт. — Последуют затраты на замену брендированных аксессуаров, сувенирной продукции, спецодежды, придется перекрашивать автомобили и тому подобное». Существенных правовых негативных последствий для предприятия быть не должно, полагает господин Муллануров. «Смена наименования не влечет за собой расторжение заключенных контрактов или отказ в допуске к участию в новых закупках. Переименование фирмы может быть болезненным для тех, кто работает с потребителями. Для бизнеса, не ориентированного на физлиц, смена названия не должна иметь существенных негативных последствий», — добавил собеседник.