Татарстан заплатит по счетам
Республика утвердила долговую политику на ближайшие три года
Власти Татарстана заявили о намерении снизить долговую нагрузку на бюджет, учитывая возможное ухудшение экономической ситуации. Это предусматривает долговая политика региона до 2025 года, которую утвердило правительство региона. Из документа следует, что в ближайшие годы Татарстан будет обязан начать погашение ранее взятых у федерального центра кредитов, в том числе на проведение Универсиады в Казани. Сейчас госдолг республики превышает 97 млрд руб. Республике придется направлять до 10% своих доходов на платежи федеральному центру в погашение обязательств. В Госсовете Татарстана говорят, что у республики с госдолгом «все нормально» и он не является «большой проблемой», но соглашаются, что региону списывать долги «никто не собирается» и ему придется вводить «инструменты по снижению долга».
Кабмин Татарстана утвердил долговую политику республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Алексей Песошин. Согласно документу, власти республики собираются принять «меры по снижению долговой нагрузки на бюджет». В том числе — обеспечить «сбалансированное исполнение бюджета, безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга», а также снизить бюджетные риски, связанные с госдолгом.
К 1 января 2022 года госдолг республики составлял 96,6 млрд руб. Из них 86 млрд руб. — это бюджетные кредиты от федерального центра, еще 10,6 млрд руб. — обязательства по государственным гарантиям. Значительная часть кредитов у республики накопилась во время подготовки к Универсиаде 2013 года в Казани, которая обошлась в 228 млрд руб. Из них 63,5 млрд руб. республика взяла в долг у бюджета России. Еще 3,4 млрд руб. в качестве кредита от федерального центра в те годы были привлечены на ликвидацию последствий засухи и поддержку моногородов.
В конце 2012 года федеральный центр предоставил республике рассрочку погашения общего долга в размере 67 млрд руб. на 10 лет под 0,5% годовых. Предполагалось, что республика будет выплачивать этот долг с 2023 по 2032 год равными долями по 6,7 млрд руб. ежегодно. Но затем Татарстан получил отсрочку еще на два года из-за непростой экономической ситуации. Теперь республика должна начать выплату долга за Универсиаду лишь в 2025 году и закончить в 2034-м.
Республика брала кредиты и на другие проекты, в том числе на проведение чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году. Также средства привлекались на покрытие бюджетного дефицита. Выплата этих долгов также была отсрочена. Кроме того, в 2022 году Татарстан получит 14,3 млрд руб. на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов. Эти средства необходимо будет вернуть в 2024–2037 годах. Однако часть их (в размере налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации этих проектов) может быть списана.
Кроме того, Татарстан предоставлял госгарантии по обязательствам КамАЗа при реструктуризации задолженности предприятия перед иностранными партнерами. Они равняются 10,07 млрд японских йен (по курсу ЦБ к ноябрю этого года — около 4,2 млрд руб.). При этом сама республика «не прибегала к заимствованиям средств на финансовых рынках в виде кредитов от коммерческих организаций и выпусков государственных ценных бумаг».
В результате к 1 ноября госдолг Татарстана увеличился еще на 1 млрд руб. и достиг 97,6 млрд руб. Однако к концу года его объем может быть увеличен из-за привлечения инфраструктурного кредита, говорится в долговой политике региона. Власти республики рассчитывают, что долг не превысит половины от собственных доходов бюджета. При этом республика, утверждая бюджет, обязалась, что по итогам 2022 года предельный уровень госдолга составит 47% доходов. В 2025 году этот показатель не должен превышать 40%.
Согласно действующей редакции бюджета-2022, собственные доходы Татарстана в этом году планируются в размере 334,2 млрд руб. (были увеличены на фоне высоких цен на нефть и роста прибыли предприятий). Таким образом, власти республики могут позволить увеличение госдолга даже до 157 млрд руб. к концу этого года. По итогам 2025 года (согласно утвержденному бюджету на следующий год) собственные доходы региона планируются в размере 323,9 млрд руб. То есть к этому периоду допустимый верхний предел госдолга может составить почти 130 млрд руб.
В долговой политике перечислены и другие показатели, достижение которых позволит считать действия республиканских властей эффективными. Так, ожидается, что в 2023–2025 годах дефицит бюджета Татарстана не превысит 10% от доходов, а платежи в погашение кредитов — 13%. На обслуживание госдолга (выплату процентов) республика намерена тратить менее 1% своего бюджета. Напомним, что 2023 году дефицит бюджета планируется в размере 27,1 млрд руб. — это 9,6% от собственных доходов.
В документе правительства также говорится о риске «недостижения» запланированных объемов доходов бюджета, в том числе из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной «влиянием отрицательных геополитических и внешнеполитических факторов». В этом случае республике потребуется «поиск альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств». Кроме того, в документе упоминается о риске невыполнения условий реструктуризации задолженности перед федеральным центром.
Согласно оценке Минфина РФ, Татарстан относится к группе субъектов «с высоким уровнем долговой устойчивости». При этом республика на 1 октября занимала шестое место по объему госдолга среди регионов — после Московской области (274,9 млрд руб.), Москвы (131,4 млрд руб.), Нижегородской области (118,8 млрд руб.), Краснодарского края (105,6 млрд руб.) и Свердловской области (103,3 млрд руб.). По сумме бюджетных кредитов Татарстан уступает только Подмосковью (145,6 млрд руб.). При этом в республике долговая нагрузка составляет лишь 28,6% доходов бюджета. Например, в Мордовии она достигает 114,2%доходов, в Удмуртии — почти 100%, в Марий Эл — 50,2%.
В Татарстане неоднократно говорили о возможности списания госдолга региона. Так, в 2020 году парламент республики поддержал обращение Верховного совета Хакасии к федеральному центру о «списании бюджетных кредитов субъектам РФ с максимальной долговой нагрузкой». Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин говорил, что списание основной части долгов возможно за счет запуска инфраструктурных проектов.
«У республики в этом смысле нормальная долговая политика. Долг республики по сравнению с некоторыми другими субъектам не считается какой-то большой проблемой, все нормально»,— говорит депутат Госсовета Татарстана, член парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев («Единая Россия»). Он отмечает, что «схемы погашения могут быть разными, в том числе за счет каких-то инвестиционных доходов». «Я думаю, скоро будет более ясно, как республика будет погашать долг, какие инструменты вводятся по снижению долга»,— добавляет депутат. При этом он исключает, что федеральный центр может списать долги республике. «Списывать никто не собирается. Это будет прецедент. И практика списания ни к чему хорошему не ведет»,— заключил парламентарий.