В корпоративных университетах обучается более 4 млн россиян
Совокупный охват обучающихся в российских корпоративных университетах (КУ) составляет более 4 млн человек взрослого дееспособного населения. Об этом рассказала заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Наталья Шумкова на конференции издательского дома «Коммерсантъ» «Корпоративное образование в эпоху перемен».
Согласно данным исследования, проведенного путем опроса руководителей крупнейших КУ, в среднем на сотрудника приходится 43,4 часа обучения. Бюджет образовательной программы составляет 1,19% от фонда оплаты труда, или 401,6 млн руб. «Эти цифры чуть ниже, чем в мировых бенчмарках, где плюс-минус около 2%. Но компании устойчиво продолжают инвестировать в своих сотрудников»,— сказала госпожа Шумкова.
77% респондентов отметили, что целевой аудиторией университета выступает весь персонал компании, 14% — высший, средний и линейный менеджмент. Средняя численность целевой аудитории – более 73 тыс. человек. Спектр видов деятельности – от образования (100%) и оценки персонала (66%) до издательской деятельности (16%).
В среднем в портфеле КУ 356 программ. С 2019 по 2021 год доля онлайн-обучения выросла с 28% до 68%, однако 40% КУ имеют собственный кампус со средней площадью 23 тыс. кв. м, 86% — аудитории для гибридного обучения и 61% — студии для производства медиаконтента. В 91% университетах внедрена система «Лидеры учат лидеров».
География КУ привязана к расположению штаб-квартиры материнской компании, поэтому большая часть расположена в Москве (24) и Санкт-Петербурге (6). К старейшим КУ Наталья Шумкова отнесла университеты АвтоВАЗа, АФК «Система», «Вымпелкома», «Газпрома» и правительства Москвы. Бум по созданию КУ пришелся на середину 2010-х, добавила госпожа Шумкова. Из последних компаний, которые открыли такие подразделения,— «Интер РАО», «Почта России», ряд субъектов федерации. «И даже в кризисное время компании не переставали открывать корпоративные университеты»,— констатировала она.