Бюджету не хватило развития экономики

Госсовет Удмуртии принял проект главного финансового документа на 2023 год в первом чтении

Проект бюджета Удмуртии на 2023 год принят в первом чтении с дефицитом 814 млн руб. Ко второму чтению ожидаются поправки, в том числе в части уточнения объема поступлений из федерального бюджета. Депутаты отметили, что проект главного финансового документа разрабатывался в сложных условиях влияния санкций, при этом он остался социально направленным. В то же время парламентариев беспокоит, что в нем уменьшен объем расходов на развитие экономики и капитальные вложения. По их мнению, кабмину республики необходимо усилить работу с финансовым блоком федерального правительства для получения дополнительных средств в следующем году.

Фото: Пресс-служба госсовета Удмуртии

Госсовет Удмуртии рассмотрел на очередной сессии 29 ноября проект бюджета республики на 2023 год в первом чтении. При его формировании использовался прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие три года. Его депутатам представил министр экономики Михаил Тумин.

«В этом году разработка прогноза осложнялась неопределенностью развития экономики и закрытостью информации по многим направлениям. Несмотря на то что текущие показатели вселяют достаточную уверенность, ожидается, что в 2022 году темп роста валового регионального продукта (ВРП) составит чуть более 100%. Основными факторами замедления станут структурные проблемы в отдельных отраслях»,— отметил министр.

В 2023 году ожидается рост экономики в пределах 0,8%. При этом будет сокращаться доля в ВРП экспортоориентированных отраслей, расти будут отрасли, направленные на внутренний рынок. В первую очередь это обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, туризм, ИТ. Наиболее уязвимыми из-за санкций будут производство автотранспорта, электрооборудования и лесопромышленный комплекс. При составлении прогноза учитывались высокие риски снижения объемов добычи нефти. Рост промышленного производства не будет превышать 1% ежегодно.

Минэкономики не прогнозирует роста безработицы, однако неувеличивающиеся доходы и высокая инфляция будут сдерживать потребительский спрос. По итогам 2023 года правительство ожидает инфляцию порядка 7% после 15% в 2022-м. «Несмотря на достаточно оптимистичный прогноз, остаются риски с возможным дальнейшим введением санкций в отношении РФ, которые прямо или косвенно будут затрагивать экономику Удмуртии. Развитие экономики будет в значительной степени определяться эффективностью принимаемых мер, направленных на содействие адаптации бизнеса к новым условиям»,— заключил господин Тумин.

Представляя проект бюджета на ближайшие три года, министр финансов Вера Сухих отметила, что первоочередными задачами при его подготовке стало выполнение обязательств по зарплате и социальным выплатам, сбалансированность бюджета и бесперебойная работа социально значимых учреждений и коммунальной инфраструктуры.

Доходы бюджета в 2023 году составят 88,79 млрд руб., в том числе 69,25 млрд — налоговые и неналоговые поступления. Они увеличатся на 3% к оценке поступлений по итогам 2022 года. Безвозмездные поступления из федерального бюджета рассчитаны в сумме 19,55 млрд руб., однако ко второму чтению она увеличится, так как на данный момент уже принят федеральный бюджет, отметила госпожа Сухих.

Расходы составят 89,61 млрд руб. Дефицит бюджета республики прогнозируется в объеме 814 млн руб. 76% расходов предусмотрены на социальный блок. Традиционно наибольший удельный вес в структуре расходов занимают образование (33,18 млрд руб.), здравоохранение (15,15 млрд руб.) и социальная поддержка граждан (12,52 млрд руб.). Дорожный фонд за счет всех источников его формирования определен в сумме 9,34 млрд руб., на оказание поддержки агропромышленному комплексу предусмотрено 2,11 млрд руб.

В числе особенностей проекта бюджета Вера Сухих отметила то, что фонд оплаты труда бюджетников запланирован в полном объеме с учетом индексации. В прошлом в проекте бюджета могли предусмотреть средства на зарплату на часть года, впоследствии затем вносились изменения по мере поступления дополнительных доходов.

Госдолг на 1 января 2024 года составит 69,2 млрд руб., что является 100% к оценке собственных доходов бюджета республики.

Комментируя проект главного финансового документа республики, председатель постоянной комиссии госсовета по бюджету Наиль Мухамедзянов отметил, что он «непростой»: «На экономический блок выделено всего 21,1 млрд руб. Это меньше, чем в текущем году на 3,5 млрд., поэтому трудно планировать что-то масштабное. Объем капитальных вложений на 2023 год определен пока на уровне всего 2,5 млрд руб. Это ощутимо меньше, чем в предыдущие годы. Тем не менее, мы не останавливаем строительство социально-значимых объектов, не сворачиваем планы». По его мнению, потенциал для увеличения доходной части бюджета есть. Для этого необходимо усиливать работу с финансовым блоком правительства России.

«Удмуртия — хороший донор. За неполный 2022 год мы перечислили в федеральный бюджет 54 млрд руб. НДС. Это на 74% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы собрали столько НДС, сколько Марий Эл, Мордовия и Чувашия вместе взятые. Поэтому можно и нужно добиваться федеральной поддержки в гораздо больших объемах. Наша республика этого заслуживает»,— считает господин Мухамедзянов.

Партийные фракции при рассмотрении проекта бюджета на сессии не высказывались. Правом выступить воспользовалась представитель непарламентской партии - руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Ия Боронина. Она отметила, что есть ряд направлений, по которым в бюджете произошло сокращение расходов, в частности, недостаточно заложено средств на обеспечение жильем детей-сирот. Она предложила сократить расходы на обеспечение деятельности органов власти и перенаправить эти финансы на социальные нужды.

В итоге в первом чтении проект бюджета поддержали 49 депутатов, четверо воздержались. Второе чтение пройдет 15 декабря.

Фракция КПРФ воздержалась при голосовании по проекту бюджета. Как пояснил «Ъ-Удмуртия» руководитель фракции Владимир Бодров, они ожидают корректировок по безвозмездным поступлениям из федерального бюджета, которые будут известны ко второму чтению. «Пока мы не увидели там планов по строительству и капитальному ремонту объектов. Полностью покрыты потребности по зарплате бюджетников, но на развитие экономики средств мы не увидели. Когда появится информация по объему федеральных средств, мы рассчитываем, что они будут распределены рачительно»,— отметил руководитель фракции.

Он считает, что в республике необходимо создавать механизм, который бы побуждал муниципалитеты предпринимать усилия для роста поступлений по местным налогам. Они должны активнее взаимодействовать с находящимися на их территории предприятиями.

Несмотря на всю специфику экономической ситуации, бюджет сохраняет социальную направленность, и это имеет решающее значение, прокомментировал «Ъ-Удмуртия» руководитель фракции ЛДПР Тимур Ягафаров. «Например, расходы на сферу образования сохранены аналогично показателю прошлого года. Это говорит о том, что даже в негативных санкционных реалиях формирование личности, будущее подрастающего поколения — бесспорный приоритет для республики и государства в целом»,— отметил господин Ягафаров.

В качестве недостатков проекта бюджета он так же указал уменьшение расходов на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, а также значительное сокращение капитальных вложений.

По мнению руководителя фракции ЛДПР, проект бюджета требует доработки, однако специфика ситуации ограничивает предложения «рамками выполнения социальных обязательств и нивелирования негативных экономических последствий внешнеполитического давления». Фракция готовит поправки и рассчитывает, что большинство из них найдут отражение в проекте закона ко второму чтению. «Мы считаем, что потребность экономики в разработке и запуске новых мер поддержки будет актуальна и в предстоящем финансовом году, что потребует дополнительной работы с расходной частью бюджета в течение года»,— добавил господин Ягафаров.

Михаил Красильников


Все важнейшие новости Ижевска и Удмуртии читайте в нашем Telegram-канале

Вся лента