Турецкое «плечо» для частных лиц

Провайдеры логистики нашли краткий путь

Новые геополитические условия ощутимо изменили логистические цепочки. В начале 2022 года западные государства запретили экспорт в РФ целого ряда товаров. Некоторые иностранные компании начали сами отказываться от работы на российском направлении — например, такой мировой гигант, как Maersk. Европейские каналы поставок закрылись, и всем игрокам пришлось в кратчайшие сроки искать новые пути доставки. Одним из очевидных решений было усиление работы в направлении Турции. К середине текущего года крупные логистические операторы перестроились и стали предоставлять услуги для бизнеса, чем увеличили долю экспорта в разы. В то же время активно спрос стал проявляться и у частных лиц, для которых тоже нашлось решение.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По данным агентства Infoline, грузооборот автоперевозок через северо-западное направление упал в среднем на 40%. В сфере контейнерных перевозок петербургские порты потеряли 50–70% от оборота. Транспортные компании, а также грузополучатели начали прокладывать новые пути для поставок различной продукции из европейских стран. Основными логистическими хабами стали страны юго-востока, а также Турция. В целом она была им и раньше, в силу своего географического положения между Азией и Европой, однако сейчас нагрузка возросла в разы. Перевозчики настраивают каналы поставок через Турцию на регулярной основе.

«Трендом года является открытие новых маршрутов, форсированное проблемами и ограничениями на сухопутных границах ЕС и Таможенного союза. Кроме привычных Казахстана и Узбекистана, транспортные компании готовы доставить груз в Китай, Индию и Турцию. Согласно данным “Деловых Линий”, спрос на доставку по последнему направлению увеличился в среднем на 30%», — комментирует генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. Подтверждают внутренние данные компании заявления профильных министерств, включая Минсельхоз, Минэнерго и Минпромторг России.

По словам игроков рынка, запрос на грузоперевозку по этим направлениям будет только расти в 2022–2025 годах. По данным Турецкого института статистики, объем экспорта в июне 2022 года вырос на 46% год к году и достиг $791,4 млн. В отчетном периоде больше всего увеличились поставки овощей и фруктов, оборудования и комплектующих, а также автотоваров в Россию. Существенная доля товаров относится к сегменту fashion, причем как европейских, так и турецких брендов. В целом, глава Российско-турецкого делового совета Кани Карааслан предполагает, что по итогам 2022 года товарооборот между Турцией и Россией может достичь $60 млрд.

На сегодняшний день доставить товары из Турции в Россию можно несколькими способами: авиа, автотранспортом, морскими контейнерными и мультимодальными перевозками. По-прежнему самым дорогим является вариант авиадоставки. Согласно данным сайтов логистических провайдеров, цена по маршруту Стамбул-Москва в среднем составляет €1,45 –2,7 за килограмм, а время доставки — до пяти дней.

Автомобильные маршруты, как правило, пролегают через Грузию с въездом в Россию через КПП «Верхний Ларс». Главный минус — это низкая пропускная способность на погранпереходах на фоне резко возросших грузопотоков. Фура может стоять до 10 дней, причем ожидания могут быть не только на грузинско-российском переходе, но и на турецко-грузинском. Например, большие очереди отмечают на погранпереходе «Сарпи — Хопа». Таким образом, время доставки груза может растянуться от 20 дней до месяца.

Оптимальным решение по времени служат мультимодальные маршруты, которые включают «морское плечо» через Черное море. По данным портала «Логирус», сегодня отправки возможны из портов Стамбула, Самсуна и Карасу в российские гавани Новороссийск, Темрюк и Кавказ. На маршруте работают морские линии Arkas, Admiral, Akkon, FESCO и RUSCON, а также грузопассажирские паромы. В первом случае доставка морем займет один-два дня, во втором — три-четыре. По прибытии в российские порты грузы по территории РФ можно доставлять железнодорожным или автомобильным транспортом.

Достаточно успешно в данном варианте работает ГК «Деловые Линии». Оператор с ноября открыл услугу для физических лиц по перевозке приобретенных товаров как турецкого, так и европейского производства для собственных нужд. Груз везут в контейнере по морю от склада транспортной компании в Стамбуле до терминала в Ростове-на-Дону по фиксированной цене.

В пресс-службе компании уточнили, что воспользоваться услугой можно при наличии документа, подтверждающего покупку товара за рубежом (инвойса), и если груз не превышает вес 100 кг и объем — не более 0,5 куб. м. Таким способом смогут доставить спортивный инвентарь, мебель, строительные материалы, товары для дома и сада. Срок доставки составляет от семи дней. Дополнительно можно заказать таможенное оформление груза, доставку от адреса продавца до склада в Стамбуле и перевозку от терминала компании в Ростове-на-Дону до адреса получателя.

Ранее группа компаний запустила на турецком направлении регулярные контейнерные перевозки и открыла собственную сборную линию из Европы через Турцию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предприниматели могли воспользоваться услугой LCL (Less Container Load), зарезервировав часть или отдельное место в контейнере для перевозки запчастей, оборудования, комплектующих, сырья и других категорий коммерческий партий грузов. Доставка грузов таким образом удешевлялась на 25%, и как минимум в 2,5 раза сокращалось время логистики.

В том, что турецкое направление в логистике будет развиваться и дальше, нет сомнения. Согласно докладу Центробанка об основных направлениях государственной политики на 2023–2025 годы, торговые связи с западными партнерами будут сокращаться и будущее — в переориентации на Восток. В частности, Россия будет наращивать и углублять экономическое партнерство с Турцией, а также с Китаем, Индией, Бразилией, Египтом, ОАЭ, Ираном и другими странами Азии, Африки и Латинской Америки.

В сфере логистики продолжается стадия формирования рынка, и эксперты не исключают появления новых схем и маршрутов. Пока же основной минус грузоперевозок из Турции в Россию — это высокая волатильность тарифов. И здесь стоит опираться на крупных операторов, которые зарекомендовали себя на рынке в течение долгого времени. Обладая широкими компетенциями, они могут сдерживать цены для клиентов и устанавливать фиксированную стоимость.

Алла Михеенко

ООО «Деловые линии»

Реклама

Вся лента