Китайцы и госпрограммы заводят авторынок

Участники надеются на стабилизацию кредитования на приобретение личного транспорта в Удмуртии

В Удмуртии количество выданных автокредитов в октябре снизилось на 20,8%. Вместе с тем по итогам девяти месяцев на 35,2% снизилась общая сумма выданных автокредитов. Эксперты отмечают, что рынок переориентировался на автомобили с пробегом и китайские марки машин. В банках считают, что ситуация на рынке автокредитования постепенно стабилизируется. На это в том числе повлияет программа льготного кредитования, позволяющая поддержать потенциальных заемщиков и автопроизводителей. Участники рынка дают скорее положительные прогнозы.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В Удмуртии количество выданных автокредитов в октябре снизилось на 20,8%. Вместе с тем по итогам девяти месяцев на 35,2% снизилась общая сумма выданных автокредитов. Эксперты отмечают, что рынок переориентировался на автомобили с пробегом и китайские марки машин. В банках считают, что ситуация на рынке автокредитования постепенно стабилизируется. На это в том числе повлияет программа льготного кредитования, позволяющая поддержать потенциальных заемщиков и автопроизводителей. Участники рынка дают скорее положительные прогнозы.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в Удмуртии в октябре выдали 820 автокредитов, что на 20,8% меньше по сравнению с сентябрем. По стране количество автокредитов за октябрь 2022 года снизилось на 42,2% по сравнению с октябрем 2021 года. «На фоне общей неопределенности заемщики, как правило, не стремятся наращивать свои обязательства, и сокращают долговую нагрузку. Более существенному сокращению выдачи автокредитов препятствует реализация государственной программы льготного автокредитования, а также активно развивающийся рынок автокредитования на покупку подержанных автомобилей»,— прокомментировал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Вместе со снижением количества выданных автокредитов снижается и общая сумма кредитов. По данным НБКИ в Удмуртии за январь-сентябрь 2022 года было выдано автокредитов на сумму 6,3 млрд руб., что меньше на 35,2%. В целом по стране сумма автокредитов снизилась на 40,7% и за январь-сентябрь 2022 года составила 494,6 млрд руб. Алексей Волков говорит, что выдача автокредитов в этом году похожа на ситуацию 2020 года с его «карантинной весной». Однако в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно, и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей. «При этом необходимо учитывать тот факт, что поддержку сегменту автокредитов и всему авторынку оказывает возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования»,— подчеркнул господин Волков.

Руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Удмуртии Алексей Шульмин считает, что в первую очередь на снижение выдачи автокредитов в регионе влияет отсутствие предложения новых авто иностранного производства.

«Рынок переориентировался на автомобили с пробегом и на новые авто с кредитованием по госпрограмме, а также сегмент китайских автомобилей»,— рассказал господин Шульмин.

Несмотря на сохраняющийся дефицит автомобилей ситуация на рынке автокредитования постепенно стабилизируется. В пресс-службе ВТБ в Удмуртии сообщили, что в октябре объем выдач автокредитов в регионе вырос по сравнению с сентябрем на 14% и превысил 111 млн руб. Всего за 10 месяцев текущего года банк предоставил жителям республики свыше 800 кредитов на приобретение авто на общую сумму более 785 млн руб.

В ВТБ отметили, что на фоне рыночной конъюнктуры и трансформации автомобильного рынка более динамичными темпами развивается сегмент подержанных машин. Однако с июля после запуска обновленной госпрограммы начал восстанавливаться сегмент кредитования новых машин.

«За счет существенного дисконта на новые транспортные средства программа льготного автокредитования пользуется высоким спросом. В выдачах автозаймов ВТБ в Удмуртии в октябре ее доля превысила 80%, тогда как в первом полугодии более половины продаж приходилось на подержанные авто. Всего на покупку новых автомобилей в октябре ВТБ выдал жителям республики около 90 млн руб., из них 66 млн руб. по льготной программе»,— рассказали в пресс-службе банка.

Средний размер автокредита составляет 665-700 тыс. руб., снизившись по сравнению с началом года. В банках считают, свою роль в этом играет тот факт, что в общем объеме продаж заметно выросла доля отечественных автомобилей, которые дешевле иномарок. Традиционный средний срок кредита — пять лет.

Сохраняющийся дефицит новых автомобилей и экономическую нестабильность, влияющие на выдачу автокредитов, отмечают и в автосалонах. В автосалоне «Столица» подтверждают растущую популярность подержанных автомобилей.

«Прирост спроса по сравнению с прошлым годом вырос на 25%. Однако качественных заемщиков в текущих условиях становится все меньше, очень много становится тех, чья кредитная загруженность не позволяет приобрести автомобиль. Их доля по нашим подсчетам увеличилась примерно на 33-35%. Учитывая даже такую негативную тенденцию в текущих реалиях, спрос на поддержанные автомобили не падает»,— рассказала руководитель кредитно-страхового отдела Юлия Скокова.

При этом в автосалоне сказали, что за последние три месяца стоимость подержанных автомобилей выровнялась. «Ранее наблюдался скачок цен в полтора-два раза, связанный с нестабильной ситуацией на рынке. Сейчас цены возвращаются в привычное русло, но естественный рост цен в течении года никуда не делся»,— поделилась госпожа Скокова. Она отмечает, что в условиях текущего кризиса дефицита автомобилей они не ощущают. В настоящий момент на рынке подержанных автомобилей есть возможность вырасти и нарастить долю рынка. «Наиболее популярный спрос идет на автомобили бюджетного сегмента. Мы выделили для себя самые популярные модели автомобилей на данный момент Chevrolet, Ford, Opel, Lada и другие. Премиум-сегмент показывает более скромные результаты»,— сказала Юлия Скокова.

Руководитель отдела продаж автосалонов CHERY, EXEED и «Интерпартнер» Дмитрий Кутырев рассказал, что автомобильный рынок России сейчас делят три главных конкурента: отечественная Lada, китайские и корейские бренды. По данным «Автостата», доля Lada выросла до 42% от общего объема рынка за первую половину ноября. С уходом ряда европейских брендов продолжают расти продажи китайских автомобилей Haval, Chery, Geely, EXEED. За последние три месяца цены на китайские автомобили сильно не изменились, и предпосылок к снижению цен на автомобили до конца года нет. Официальный дилер поддерживает необходимый объем автопарка, имея полный модельный ряд автомобилей.

Позитивный прогноз на предстоящий год дают в автосалоне «Столица». «Подержанные автомобили стали более продаваемыми по сравнению с новыми авто, и этот рынок продолжает набирать обороты, показывая темпы роста»,— поделилась госпожа Скокова.

В банках ожидают, что к концу года продажи автомобилей, в том числе в кредит, традиционно возрастут. «Прогнозируем, что до конца года положительная динамика сохранится: традиционно клиенты, планировавшие покупку автомобиля, стремятся закрыть сделку до начала новогодних праздников»,— сообщили в пресс-службе ВТБ в Удмуртии. В банке отметили, что программа льготного автокредитования стала мощным инструментом поддержки автомобильного рынка. Ее продление на 2023 год и добавление в периметр программы новых категорий клиентов позволит поддержать большее количество потенциальных заемщиков, а автопроизводителям прогнозировать объемы продаж в среднесрочной перспективе.

Татьяна Колегова

Вся лента