Футбольный КАТАРсис
Почему чемпионат мира 2022 года стал самым скандальным в истории
Кто подкупал футбольных чиновников? Зачем комитет ЧМ подставил FIFA? И почему впервые в истории чемпионата его проводят в ноябре? Подробности — в специальном проекте “Ъ FM”.
На карте мира Катар — крошечная точка в Персидском заливе. Площадь — 11,5 тыс. кв. км, это в четыре раза меньше Московской области. Население — 2 млн человек, тоже четверть Подмосковья. А вот другие цифры впечатляют: ВВП — $200 млрд в год. У всей России — в 10 раз больше, и это при почти 70-кратной разнице в числе жителей. Доход на душу населения составляет $80 тыс. в год, а если учитывать разницу цен, то больше $110 тыс. — четвертый показатель по всему миру.
Суверенный фонд Катара, инвестирующий в проекты за рубежом, — почти $0,5 трлн (девятое место в мире). Ему принадлежит главный люкс-магазин Лондона Harrods, крупные пакеты Volkswagen, Porsche и крупнейших банков Barclays и Credit Suisse. Также нельзя не упомянуть, что Катар создал и финансирует главный арабский телеканал «Аль-Джазира».
Как все это удалось абсолютной монархии, которая всего лишь 50 лет назад получила независимость от Великобритании?
Ответ простой: 70% доходов бюджета, 85% экспорта — газ и нефть. Причем по запасам газа Катар занимает третье место. А по экспорту он теперь на втором — сразу за США. После того, как вывоз голубого топлива из России упал почти наполовину.
Чемпионат мира по футболу в Катаре проходит в очень необычное для этой игры время: начало — в ноябре, финал — в декабре. Ничего подобного в почти 100-летней истории мировых кубков не было — их проводили летом. Но в Катаре воздух в эти месяцы прогревается до +50 градусов. Правда, власти страны в заявке пообещали установить на всех стадионах, тренировочных полях и фан-зонах уникальные системы охлаждения. С ними температура, как утверждалось, не превысит 26 градусов.
Причем трибуны с болельщиками планировалось охлаждать отдельно. Организаторы продумали и крыши стадионов: их планировалось строить под углом, чтобы поле и сектора фанатов оказывались в тени. А еще местные ученые разработали искусственные облака: матерчатый конверт с гелием стоимостью $500 тыс. за штуку.
Но уже после присуждения чемпионата Катару футбольная общественность задумалась и намекнула, что лучше сдвинуть турнир на позднюю осень. Так и сделали. При этом ноябрь там не такой уж и прохладный — меньше +30 градусов бывает разве что ночью. Впрочем, поскольку систему охлаждения на стадионах все равно установили, во время матчей обещают комфортные +18. А еще в Катаре почти нулевая вероятность дождя, что для футбола, кстати, совсем неплохо.
2 декабря 2010 года — примечательная дата в истории в футбола. Тогда объявили, во-первых, что чемпионат мира 2018 года пройдет в России, во-вторых, что Кубок 2022 года отдан Катару. Он обошел Австралию, Японию и Корею, а в финале с 14 голосами против 8 победил США. Поначалу решение всем понравилось — впервые чемпионат пройдет на Ближнем Востоке. Но спустя годы, не без участия недовольных американцев, стали появляться вопросы и разоблачения.
Например, о $5 млн, якобы потраченных куратором катарского футбола Мухаммедом Бен Хаммамом на взятки. Из них почти $2 млн получила делегация Африканской федерации футбола за решающие четыре голоса. FIFA провела расследование, но следов подкупа, согласно итоговому докладу, не нашлось. Появились новые утверждения: Катар нанял международное агентство по черному пиару, в котором работают бывшие сотрудники ЦРУ, и оно организовало успешную кампанию против американской заявки.
Впрочем, своего чемпионата Катар так и не лишился. А вот деятельность FIFA в результате попала под пристальный анализ медиа и прокуроров. Оказалось, взятки и коррупция — обычное дело в футбольном союзе. Многолетнему президенту FIFA Зеппу Блаттеру и главе UEFA Мишелю Платини все это стоило карьеры, хотя суд их и оправдал.
Как бы ни закончился чемпионат мира по футболу в Катаре, одно известно точно: он станет самым дорогим в истории. Финальный ценник — $220-300 млрд. Предыдущий Кубок мира (в России) обошелся, по максимальным оценкам, в $15 млрд. $220 млрд — это больше годового ВВП Катара. Правда, тратил он их не разом, а в течение 10 лет. Примерно по $500 млн в неделю, как утверждают власти. Для страны, зарабатывающей за ту же неделю $2 млрд только на экспорте газа, это подъемная сумма.
Но на что ушли невероятные деньги? Около $10 млрд — на семь новых гигантских стадионов. Причем после окончания турнира один из них, сделанный из контейнеров для морских грузоперевозок, полностью демонтируют. А остальные частично разберут и переделают в общественные пространства, образовательные центры и больничные кластеры.
Что касается еще $200 млрд, катарские власти говорят, что они пошли на «капитальные инфраструктурные проекты». Был реконструирован и расширен аэропорт Дохи, построено новое шоссе, десятки отелей и прочих общественных заведений. Радикально перестроили даже систему канализации. По заявлениям чиновников, это все равно надо было делать, а чемпионат — просто хороший повод.
Редкий чемпионат мира по футболу или Олимпиада обходятся без скандала. Но Кубок в Катаре, поставив рекорд по тратам (почти $300 млрд), похоже, станет и самым скандальным в истории. Претензии начались 13 лет назад, сразу же после решения отдать соревнования Арабскому Эмирату. Сначала спрашивали: как вообще можно проводить чемпионат на такой жаре? В итоге Кубок перенесли на позднюю осень. Потом заявили, что Катар победил за взятку. Подкуп так и не доказали, но руководству мирового футбола скандал стоил карьер, а кое-кому и свободы. И это было только начало.
Amnesty International обвинила Доху в 15 тыс. смертях рабочих-гастарбайтеров на строительстве объектов для турнира. Причем опирались правозащитники на собственную статистику Катара, где неожиданно резко, без объяснения причин, выросла смертность среди иностранцев. Уже ближе к турниру возникли неизбежные вопросы о правах человека. Исламский Эмират ограничивает свободы женщин, а секс-меньшинства вообще объявлены едва ли не вне закона.
Еще Катар обвиняли в массовом завозе фейковых болельщиков в обмен на их положительные отзывы в соцсетях. Вишенкой на торте стал объявленный за два дня до турнира запрет на продажу пива на трибунах. Впрочем, как утверждают свидетели, по факту на матчах торгуют не только пивом, но и шампанским.