Будущее маркетинга – за IT-инструментами:
Алена Архарова о профессии Product Marketing Manager и своем карьерном пути
Архарова Алена – Product Marketing Manager. Сейчас она работает в американском стартапе Satisfi Labs. В мае 2022 году Алена закончила Haas School of Business при университете Беркли, признанном лучшим государственным университетом США. В октябре она выступала там с лекцией, а в ноябре провела для студентов ВШЭ семинар по разработке go-to-market стратегии на примере digital-продукта. Мы попросили Алену рассказать о том, как развивалась ее карьера и поделиться планами на будущее.
Как вы пришли в профессию?
В 2014 году я закончила бакалавриат ВШЭ по специальности “Мировая экономика и мировая политика”. Уже на третьем курсе я пошла на стажировку в Яндекс, где я работала над организацией Yet Another Conference 2013 – крупнейшей IT-конференции в России. Именно тогда я навсегда влюбилась в айти.
Первую полноценную работу я получила после выпуска. Тогда мне казалось, что я хочу заниматься организацией мероприятий, поэтому я пошла в отдел маркетинга туроператора Coral Travel. Я начинала с создания ивентов, но позже познакомилась также с brand-маркетингом, PR, SMM, email-маркетингом, разработкой промо материалов, успела попробовать многое. Спустя год работы я начала заниматься видео: писала сценарии для роликов, работала в кадре. За время работы в Coral Travel я поняла, что организация мероприятий – лишь один из множества форматов маркетинга, которые мне интересны. Мне захотелось углубиться в тему: понять, как выстраивать взаимодействие с аудиториями, как правильно разрабатывать позиционирование продуктов, как работают те или иные маркетинговые каналы и на каком этапе воронки они используются.
По-настоящему серьезный профессиональный рост случился, когда я пришла работать в Emerging Travel Group. Я попала в коллектив сумасшедших в хорошем смысле людей, горящих всем сердцем за свое дело. Мне сразу доверили два b2b-бренда, предоставив практически полную свободу действий. Это была огромная возможность, и настолько же огромная ответственность. С Emerging Travel Group я делала множество международных проектов, работали с Dubai Expo, AirBaltic, Visit USA и т.д., запускала продукты на десятки стран и организовывала выставки. Но что более важно, я параллельно постоянно училась, осваивала новые инструменты и подтягивала базу. Училась анализировать рынок, планировать и запускать go-to-market стратегии. Это был бесценный опыт, который помог мне почувствовать себя уверенно в профессии.
Какой проект был для вас самым запоминающимся?
Сложно выделить что-то одно. Наверное, больше всего мне запомнился был один из самых первых проектов для Emerging Travel Group, над которым мы работали в 2018 году. Он начался с идеи сделать что-то креативное на Новый год. Мой руководитель предложил сделать необычный конкурс, используя telegram-бота, и мы разработали игру: бот загадывал тревел-агентам загадки про отели из нашей системы: агенты должны были найти правильный ответ, и вписать его в бота. Победителю достался айфон. Идея была очень простой, но реализация потребовала огромных усилий: помимо того, что я разрабатывала механику конкурса и логику ответов с нуля, мы с коллегой также работали с внешним подрядчиком, который разрабатывал бота. Мы придумали все вопросы и создали обширную коммуникационную стратегию продвижения конкурса. Эффект от проекта был невероятный. Мы сделали то, чего не существовало ни в тревел-индустрии, ни на рынке вообще. Наши клиенты были в восторге от конкурса, команде кураторов звонили и писали целыми сутками, пытаясь узнать правильные ответы. Проект взорвал наши социальные сети и получил огромное количество положительных отзывов.
Чем еще вы занимались в Emerging Travel Group?
Хочется отметить благотворительный проект, который мы запустили совместно с фондом Добро Mail.ru под Новый год. Задача заключалась в том, чтобы собрать деньги на помощь детям, нуждающимся в транспортировке в крупные города на длительное лечение. Я была инициатором и менеджером этого проекта: общалась с фондом, занималась продвижением, следила за сбором и вела отчетность. Нам удалось собрать около 1 млн рублей.
Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас ?
Сегодня я работаю на позиции Product marketing manager в стартапе Satisfi Labs, который представлен на американском рынке спорта, развлечений и туризма. Мы занимаемся развитием коммуникационной платформы на базе искусственного интеллекта. Проще говоря, система не просто понимает запрос пользователя, но подробно обрабатывает его: разбирает предложение по частям и улавливает мельчайшие детали, а также анализирует контекст. Это поможет дать максимально точный ответ на вопрос клиента. Продукт, который мы разрабатываем – уникален с точки зрения процесса тренировки искусственного интеллекта. На данный момент компания находится в процессе получения патента. В Satisfi Labs я занимаюсь тем, что с нуля выстраиваю позиционирование продукта на рынке, создаю главное рекламное сообщение и разрабатываю go-to-market стратегии по запуску новых продуктов и рынков.
Какие у вас планы на будущее?
Я точно планирую оставаться в сфере IT, потому что это самая инновационная и быстро меняющаяся индустрия. Мне нравится возможность постоянно развиваться и учиться новому. Кроме того, я чувствую себя максимально комфортно в атмосфере, которая царит в IT-компаниях, где с уважением относятся к личному времени человека, его взглядам и интересам. Ну и наконец, можно с уверенностью заявить, что за IT-инструментами – будущее маркетинга. С каждым днем мы получаем доступ все к большему количеству данных, которые необходимо оперативно анализировать – это даст возможности для выстраивания более эффективных кампаний. Также растет количество каналов и маркетинговых стратегий, с которыми надо учиться работать. На мой взгляд, в скором времени каждому маркетологу для эффективной деятельности могут понадобиться базовые навыки программирования, потому что понимание этих инструментов качественно повышает уровень специалистов и их возможности.