Голландский план сработал против американцев
Сборная Нидерландов стала первым четвертьфиналистом чемпионата мира по футболу
Первым четвертьфиналистом футбольного чемпионата мира в Катаре стала сборная Нидерландов. В 1/8 финала голландцы победили — 3:1 — американцев, которые лишь в конце встречи заставили подумать, что знают, как противостоять очень четко выполнявшему тактический план сопернику. Впрочем, интрига жила совсем недолго.
Матч, открывавший кубковую стадию катарского чемпионата мира, сразу заставил тех, кто за время группового этапа успел полюбить сборную Нидерландов, поверить в то, что на этот-то раз она точно готова к большим достижениям, немножко засомневаться в своих ощущениях. Давно подмечено, что американец Кристиан Пулишич наделен свойствами призрака — в том смысле, что буквально из ниоткуда материализуется на свободных участках поля. Теперь он, никем не замеченный, после удачного американского подбора, который продолжил вроде бы уже сорванную атаку, возник в опустевшей голландской штрафной. Кроме вратаря Андриса Нопперта, перед Пулишичем никого не было. Нопперт избавил голландцев почти от неминуемой беды, отбив мяч своей длиннющей ногой.
Такой разгон настраивал на то, что сборная США готова дать бой котировавшемуся куда выше сопернику. Но вскоре она уже уступала в счете.
Это был кусочек идеального голландского футбола. Того футбола, что напоминал разом обо всех шикарных сборных, когда-либо представлявших Нидерланды на чемпионатах мира,— например, о великой сборной с Йоханом Кройфом из 1974 года.
А еще он напоминал тот футбол, который, где бы он ни трудился, пытался ставить голландский тренер Луи ван Гал.
Прежде чем соорудить гол, его футболисты сделали ровно два десятка передач!
Девяносто процентов из них понадобились на то, чтобы разбить напрасно казавшийся плотнейшим — мышь не проскочит — американский прессинг. Две — чтобы, разбив его, довести через Коди Гакпо и подключившегося на своем правом фланге Дензела Дюмфриса мяч до недавно абсолютно разобранного после травмы, но прибавляющего и прибавляющего по ходу первенства Мемфиса Депая. Американский опорник Тайлер Адамс, до этого безупречный, проспал его рывок, и Фридман расстрелял вратаря Мэтта Тернера.
После этого полчаса в матче было немного событий достойных попадания в хайлайты. Ну разве что очередной тонкий пас Гакпо на Дейли Блинда мог там очутиться. Но это не значит, будто за ним не стоило пристально наблюдать. Конечно, стоило — хотя бы для того, чтобы понять, в чем разница между просто хорошей командой и командой очень хорошей. В каждом решении, в каждом действии очень хорошей — голландской — читался слишком четкий, слишком продуманный план. Мы не будем мешать американским защитникам доводить мяч до линии, делящей поле пополам. Мы вообще не собираемся лишать оппонентов иллюзии: пусть думают, что нас можно поддавить. Но мы будем расставляться так, чтобы, после того как мяч до центральной линии дошел, у них не было никаких вариантов. Пусть рискуют, пусть совершают потери, пусть потихоньку выходят из себя из-за собственных мучений.
Наставник сборной США Грег Берхальтер, пока голландцы демонстрировали безупречную реализацию своей стратегии, все время выбегал из технической зоны и активно жестикулировал руками, словно представлял своих игроков гигантскими шахматными фигурами, которые отчего-то перемещаются не туда, куда нужно, и срочно требуется все исправить, отключив автоматический режим. Но исправить не выходило.
Ближе к перерыву американцы, правда, подобрались близко к голландской штрафной, можно сказать, обложили ее. Но это тоже, кажется, была часть замечательного голландского плана, хитрющая ловушка. Подманив сборную США, они, прежде чем отправиться отдыхать, еще разок куснули ее до крови. Теперь — после аута и очередного отличного паса Дюмфриса, адресатом которого был несфальшививший Блинд.
Берхальтер перед вторым таймом, разумеется, поработал над тем, чтобы все-таки чуть скорректировать, строго говоря, безнадежную игру своей команды. И ведь от нее надеждой повеяло. Эпизод, в котором после стандарта мяч после рикошетов миновал Нопперта и его пришлось останавливать у «ленточки» голландским защитникам, смотрелся слегка шальным, но вот про следующий этого никак не скажешь. Американцы впервые раскроили голландскую защиту просчитанными маневрами, и Уэстон Маккенни, которому выложил мяч вышедший на замену Джованни Рейна, вполне мог поразить ворота с линии штрафной, но пальнул выше перекладины. И от чувства, что фигуры задвигались, стали выбирать правильные клетки, никуда было не деться. А отрезок продолжительностью в четверть часа голландской активности с подвигом Тернера, устоявшего против Депая, хотя тот добивал головой с полудюжины метров, его не убил. Что-то со сборной США произошло позитивное. Еще бы капельку фарта.
И фарт, в конце концов, наградил ее за старательность. Вошедший в игру не хуже Рейны Хаджи Райт оказался для Берхальтера попаданием в яблочко. Он постоянно внедрялся в голландские тылы, держал их в таком напряжении, которое до сих пор невозможно было представить. А Депай между тем оплошал, неудачно откинув мяч назад, и к голландской штрафной накатила вторая американская атакующая волна. Пулишич прострелил справа, наверняка сам решив, что прострел не удался: Райта накрыл Виргил ван Дейк, равных которому в мире среди центральных защитников нет. Но дальше случилось нечто почти фантастическое. Уже, по сути, пробежав мимо мяча, Райт как-то зацепил его ногой и отправил по немыслимой траектории в дальний угол. Ошарашенными выглядели и ван Дейк, и Нопперт.
Этот гол кричал о том, что концовка будет бурной и нервной. Но с ней не срослось, потому что сборная США спустя пять минут после трюка Хаджи Райта, интригу возродившего, сама ее же и убила. Ей следовало быть предельно аккуратной, а она, засмотревшись на Дейли Блинда и голландских игроков в центре штрафной, проворонила прокравшегося в нее от своей бровки Дюмфриса, который соперников не простил.
В четвертьфинале сборная Нидерландов встретится с победителем состоявшегося сегодня поздно вечером матча между аргентинцами и австралийцами.