Франция, экспортный вариант
Итоги визита Эмманюэля Макрона в США
Президент Франции Эмманюэль Макрон вернулся на родину после пятидневного государственного визита в Соединенные Штаты, где встретился с президентом Джозефом Байденом, политиками, бизнесменами, деятелями культуры и живущими в США соотечественниками. Итоги визита французского президента заинтересованно обсуждаются в стране. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Эмманюэль Макрон — один из самых активных в международных отношениях глав Европы. Свой второй президентский срок он проводит в многочисленных путешествиях в зоны интереса Франции и встречах с самыми важными политическими и общественными деятелями мира: как с главами государств, так и с духовными лидерами вроде папы Франциска или нового хозяина Twitter Илона Маска, с которым он побеседовал в ходе только что закончившейся поездки в США.
Свой визит президент Макрон завершил в самом французском из американских городов — Новом Орлеане. В зале Музея современного искусства он встретился с живущими в городе согражданами, сказав им, а заодно и слушающей его Америке: «Я чувствую себя здесь как дома».
Посещение родины джаза было и демонстрацией того, что Франция сохраняет свой экспортный образ страны культуры, индустрии роскоши, оставаясь при этом одним из главных экономических и военных столпов западного мира.
Недаром в официальную делегацию французского президента кроме министров иностранных дел, экономики и обороны входила и министр культуры Рима Абдул-Малак. А также кинорежиссер Клод Лелюш, «король роскоши» Бернар Арно — глава самого мощного в мире люксового холдинга LVMH, известный за океаном хореограф Бенжамен Мильпье, французский астронавт Тома Пескье, летавший на МКС вместе с американцами и русскими, и многие другие персонажи культурного и светского бомонда. Это любимый господином Макроном способ поддержать давний миф о французской культурной исключительности и через культуру находить общий язык с самыми разными представителями зарубежных стран.
Реальные итоги визита известны лишь настолько, насколько с ними ознакомили прессу. Скорее всего, Эмманюэлю Макрону не удастся смягчить те протекционистские меры, которыми Америка отгородилась от Франции и всей Европы. Президент Макрон надеется стать неформальным лидером европейского континента и привилегированным партнером США, но останется лишь одним из важных союзников Вашингтона. По-прежнему даже самые близкие Франции страны будут искать собственные связи и надеяться на помощь США в области безопасности и поставки вооружений больше, чем на европейскую, в частности французскую, военную промышленность.
Зато во время визита в США была подтверждена общая позиция по вопросу помощи Украине — причем как в ближайшее время, так и на перспективу.
С одной стороны, и президент Байден, и президент Макрон пообещали Владимиру Зеленскому денежные субсидии и поставки вооружений, с другой — ясно выразили надежду на дипломатическое решение, которое могло бы остановить или хотя бы приглушить военные действия.
В интервью TF1 президент Макрон пояснил, что «на карту на Украине поставлены принципы Устава ООН, а именно территориальная целостность и национальный суверенитет» и согласованная с США позиция состоит в том, что «в ближайшие недели мы должны будем помочь Украине устоять... продолжая оказывать военную помощь, но избегать эскалации, защитить электростанции и подготовить все для диалога». По мнению президента Макрона, украинцы сами должны решать вопрос о границах, однако Запад очевидно заинтересован в создании «архитектуры безопасности, с которой мы хотим жить завтра».Французский президент пообещал в ближайшее время снова связаться по телефону с президентом Владимиром Путиным и послал будущему собеседнику отчетливый сигнал, что готов учесть его беспокойство по поводу приближения НАТО к границам РФ: «Этот вопрос будет частью факторов мира, и поэтому мы также должны подготовиться к нему. Что мы готовы сделать, как мы защитим нас и наших союзников, дав при этом России гарантии безопасности в тот день, когда она вернется за стол переговоров?»
Похоже, что господин Макрон пытается сохранить свою позицию главного европейского переговорщика с президентом Путиным, за которую его на Западе и хвалили, и порицали.
Однако он считает, что Франция имеет право на независимую тактику, если, конечно, она не идет вразрез с общими интересами союзников. Тем, кто упрекает президента Макрона в том, что политика телефонной и даже очной дипломатии в отношениях с российским лидером ни к чему не привела, он отвечает, что о результатах можно будет судить гораздо позже. Начала российской операции против Украины французское руководство действительно не смогло ни предотвратить, ни даже предвидеть, но это не значит, что стоит прекращать усилия.