Спорт каждый день
Бизнес готов вкладываться в спортивные проекты Удмуртии, но на условиях государственно-частного партнерства
Спорт в республике, как и по всей стране, перестал быть просто развлечением, зрелищем и формой досуга. Современный массовый спорт превратился в динамично развивающуюся индустрию, активным участником которой стал бизнес. Без предпринимательского сообщества сегодня не проходит почти ни одно спортивное соревнование. О факторах, влияющих на создание инвестиционно-привлекательной среды для выстраивания долгосрочного партнерства государства, спорта и бизнеса, говорили участники круглого стола, организованного Kommersant Events Удмуртия.
О спорт, ты жизнь
Само государство сегодня крайне заинтересовано в развитии предпринимательства в спорте, поскольку затраты на проведение мероприятий выходят за рамки выделенных бюджетных средств. В первую очередь это касается спорта массового. Регулярно проводится большое количество соревнований по разным видам, среди которых марафоны и полумарафоны, велопробеги, соревнования по триатлону, лыжные гонки, чемпионаты по шахматам и другое. Причем очень часто такие соревнования собирают тысячи платежеспособных участников. Многие из этих соревнований проводят организаторы, для которых это — частный бизнес.
Одним из примеров успешного сотрудничества власти, спорта и бизнеса является проект Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ». Генеральным спонсором Лиги выступает компания «Т Плюс». Проект стартовал в 2007 году и до сих пор является одним из самых крупных социальных проектов, охватывающих 72 региона страны. Взаимодействие власти и бизнеса построено на совокупности государственно-частного партнерства.
«Наш проект всероссийский, в нем заинтересована администрация президента, заинтересованы главы регионов, — отмечает Анна Бушмакина, региональный менеджер школьной баскетбольной лиги "КЭС-БАСКЕТ". — Благодаря генеральному спонсору школы обеспечиваются мячами, формой, методической литературой, наградами. На каждый суперфинал у нас есть партнеры, которые предоставляют свои подарки. Частные компании подключаются к проекту ради социальной работы и продвижения своей продукции».
Еще один успешный пример — первый в Удмуртии 50-метровый бассейн «Сила воды», построенный в соответствии с концессионным соглашением, заключенным между республикой в лице минспорта Удмуртии (концедент) и АО «КСК «Зенит» (концессионер). Достройка объекта осуществлялась за счет субсидий, полученных в рамках нацпроекта «Спорт — норма жизни», собственных средств концессионера, а также с привлечением кредитных средств. В плавательном комплексе занимаются спортсмены по таким видам спорта, как: плавание, синхронное плавание, триатлон, гиревой спорт, также бассейн оснащен оборудованием для занятий водным поло. Наряду с профессиональными спортсменами комплекс посещают любители физкультуры и спорта в возрасте от четырех месяцев. Загруженность комплекса, в зависимости от времени суток, составляет от 60 до 100%. Проект государственно-частного партнерства выиграл национальную премию в сфере инфраструктуры «РосИнфра».
Однако в масштабах республики количество заинтересованных в спортивных мероприятиях предпринимателей минимально: «Если мы берем малое и среднее предпринимательство и самозанятых, то, по нашим подсчетам, из 50 тыс. социальных предпринимателей — всего 77. То есть предпринимательский уклон в социальную сферу и, в частности, в спорт не такой масштабный, как нам хотелось бы видеть»,— отмечает Ирина Ульенко, начальник управления массовой физической культуры, адаптивного спорта и информационно-аналитической работы минспорта Удмуртии. Ситуация с крупным бизнесом лучше, но не намного, отмечают эксперты. Сами предприниматели уверяют, что если вытягивать спортивное мероприятие при 100-процентном финансировании, можно потерять свой бизнес.
Помочь в стабильном и эффективном развитии индустрии может максимальное совмещение интересов государства, спорта и бизнеса. Министерство старается решить эту задачу в том числе через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Именно партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и бизнеса помогает создавать смешанные каналы финансирования спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства.
«Смысл механизма ГЧП и заключается в том, чтобы привлечь частные инвестиции для решения публично значимых вопросов. Каждый раз нужно доказывать бизнесу и власти, что реализация определенного проекта позволит стать точкой роста в развитии населенного пункта или предприятия. Наша же задача — рассмотреть вопрос с точки зрения социальной, какие долгосрочные перспективы будут от реализации проекта. Среди них — создание новых рабочих мест, привлечение населения на территорию села, а этот вопрос стоит остро по всей стране»,— заявил Вадим Морозов, заместитель начальника управления развития видов спорта и эксплуатации спортивных сооружений минспорта Удмуртии.
По его словам, сложность заключается еще и в том, что никто на сегодняшний день не может посчитать «социальную и перспективную выгоду» от проводимых проектов.
В системе государственно-частного партнерства спорта, государства и бизнеса становится важным создать инвестиционно-привлекательную среду для долгосрочного участия бизнеса в спортивных соревнованиях и проектах. Конечно, надо иметь в виду, что бизнес может преследовать в спорте не только экономические, но и политические, а также социальные интересы.
«Интерес инвесторов к спорту зависит от двух составляющих. Во-первых, личная заинтересованность. Во-вторых, возможность коллабораций. Но при этом мы понимаем, что, к примеру, Сергей Ощепков, основатель Корпорации "Центр", когда-то принял решение поддерживать шахматы не только потому, что сам играл, а потому, что понимал отлично, что стратегия развития именно этого вида спорта даст большой толчок всей экономике. Когда думать на несколько десятков лет вперед, появляется больше смысла для бизнеса и для государства. Только так стратегии и реализуются»,— добавляет Вероника Суворова, директор по развитию федерации шахмат Удмуртии.
По словам госпожи Суворовой, развитие шахматного спорта в республике основано на государственно-частном финансировании. При этом 56% бюджета — инвестиции Корпорации «Центр», средства грантов и государственной поддержки — около 30% и доход от платных услуг на мероприятиях — 14%.
Абы кого не берут в спонсоры
Многие спортивные организации еще только начинают учиться эффективно работать с бизнесом. Его нельзя просто заставить вложить собственные средства. Необходимы аргументы и доказательства в пользу инвестирования в спорт: «Мы проводим больше 120 мероприятий в год, но не можем их упаковать, не можем представить так, чтобы предприниматели пришли в проект и сказали, что готовы вложиться. Хотелось бы больше проведения таких круглых столов и встреч, чтобы мы видели людей от бизнеса и понимали, как представить им свои проекты»,— поделился Александр Тубылов, исполнительный директор республиканской федерации волейбола.
По его словам, необходимо обучение тому, как представлять свои проекты привлекательными для бизнеса. Однако, по мнению Вероники Суворовой, дело не только в обучении. В федерациях должен быть специальный человек, который бы занимался только этими вопросами: «Работа федерации — это не только спорт. Я цель федерации вижу в том, чтобы мы растили чемпионов, но и одновременно создавали вокруг них сообщество поддержки. Именно поэтому необходимо, чтобы в федерации был человек, который отвечает за медийные вещи, рекламу».
Сегодня спорт переживает определенные трудности, и без поддержки бизнеса вряд ли получится реализовать конкретные программы, отмечают эксперты. О проблемах с упаковкой проектов говорит и Аскар Аитов, директор оператора спортивных любительских стартов «Калашников Спорт»:
«Конечно, денег не хватает. При цене за старт в 1000 руб. все равно не получается окупать мероприятия и выходить в плюс. Экономика не бьется. У людей все еще есть убеждение, что спорт — это всегда бесплатно и за счет государства. Такого уже не будет. Наша задача научиться продавать, упаковывать себя в том числе федеральным партнерам, а это большая сложность».
По его мнению, стоит в бизнес-акселераторы, которые успешно проходят в Удмуртии, включать спортивные тематические секции. На них можно было бы поделиться успешным опытом с партнерами из других регионов, найти новые знакомства, связи и партнеров.
«Калашников Спорт» был создан в 2019 году — это новое направление сотрудничества между правительством республики и концерном. Его главная задача — вовлечение людей всех возрастов в занятия спортом через организацию любительских стартов. Помимо проведения стартов оператор участвует в подготовке спортсменов, привлекает экспертов, проводит мастер-классы и тренировочные забеги.
Спорт во спасение
Еще одна сложность, о которой рассказали эксперты, — нехватка инфраструктуры для занятий спортом, проведения спортивных соревнований и мероприятий. «Детскому спорту не хватает спортивных залов, чтобы вместить всех желающих»,— рассказала Катрина Селезнева, директор спортивной школы «Нефтяник», депутат госсовета Удмуртии.
Остро вопрос новых объектов стоит практически по всем спортивным направлениям республики. Так, к примеру, корпорация «Центр» на протяжении двух лет выделяет грантовую помощь одаренным детям, занимающимся шахматами. Деньги можно направить на участие в соревнованиях, занятия с тренерами и повышение своей квалификации на образовательных онлайн-платформах. «Сегодня у нас есть запрос на проведение международных сельских соревнований на территории села Дебесы. Однако логистика весьма сложная, а инфраструктура села не соответствует уровню международного мероприятия. И такая мелочь, как помощь от муниципального образования, уже вызывает сложности»,— сетует Вероника Суворова. По мнению Вадима Морозова, федерации необходимо доказать, что проект социально важен и нужен для развития сельской территории. Только тогда получится добиться помощи от муниципального образования.
Для бизнеса вопрос поддержки спорта больше социальный. Однако вместе с тем он может являться важнейшим экономическим ресурсом, существенно влияющим на уровень и динамику развития предприятия, эффективным каналом продвижения на рынке своей продукции и своего бренда, а также возможностью формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании. Именно так относятся к спортивным мероприятиям девелопер UDS и управляющая компания «Парус».
«Лучше спорта для продвижения еще ничего не придумали, он работает эффективнее любой рекламы,— подтверждает Олег Шадрин, директор управляющей компании «Парус», входящей в холдинг UDS Group.— В домах под нашим управлением мы проводим мероприятия для жителей: спартакиады "Спортивное лето", "Спортивная зима", интеллектуальные игры "Самый умный дом", — так формируется атмосфера добрососедства, полноценное спортивное комьюнити. А спорт — это драйв, позитивные эмоции и стремление к победе. С этим мы ассоциируем свою компанию».
Уделяет огромное внимание развитию массового спорта, а также активно развивает корпоративное спортивное движение и ПСБ.
«В 2017 году мы впервые провели в республике благотворительное мероприятие «Забег добрых дел», положив начало нашей масштабной работе в спортивном направлении,— вспоминает Игорь Кудрявцев, региональный директор ПСБ в Удмуртии.— С тех пор мы идем в ногу со спортом: поддерживаем спортивные мероприятия, федерации, развиваем спортивную инфраструктуру, популяризируя тем самым занятия спортом среди профессионалов и любителей в регионе. На сегодняшний день при поддержке ПСБ в Удмуртии развиваются региональные федерации биатлона и лыжного спорта, реализуется проект любительских стартов "Калашников Спорт", построен Центр уличного баскетбола. Для сотрудников в банке реализована корпоративная спортивная программа "ПСБ Спорт", где все желающие могут заниматься волейболом и плаванием».
Ключевым условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организаций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных менеджеров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями и способностями для эффективного построения деловых коммуникаций. Во многих российских спортивных организациях такие специалисты, как правило, отсутствуют, что крайне отрицательно влияет на умение убедить бизнес в необходимости и целесообразности долгосрочного инвестирования собственных средств в индустрию спорта.
«Один из моих советов для федераций — разработать коммерческое предложение, которое бы заинтересовало тех людей, которые находятся в определенной спортивной структуре,— отмечает Катрина Селезнева. — Если это волейбол, то можно рассмотреть бренды по производству волейбольных мячей. Также одно из моих предложений – налоговые преференции для инвесторов, заходящих в наш регион. Нам нужно доносить до бизнеса, что им не надо вкладываться в дорогостоящие проекты маркетологов, а нужно заходить в спортивные проекты через федерации, поскольку участие в них — очень хороший маркетинговый ход. Часто в таком небольшом регионе, как Удмуртия, сарафанное радио работает гораздо эффективнее, чем реклама, например, в социальных сетях».
Эксперты сошлись во мнении, что работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устойчивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных организаций. Однако и полностью полагаться на бизнес не стоит. Самим предпринимателям нужна поддержка государства при организации соревнований в городах и населенных пунктах Удмуртии. «Сотрудничество должно быть выгодно обеим сторонам: если Федерация помогает завезти в республику большой турнир федерального или международного уровня, то государство дает возможность его провести, где-то освободив от аренды, где-то доплатив тренерам, где-то предоставив иные финансовые преференции»,— отмечает Вероника Суворова.
Развитие государственно-частного партнерства — это всегда обоюдное сотрудничество, уверены эксперты.