Карты на стол!
Как изменился российский карточный рынок с уходом Visa и Mastercard
После ухода западных мейджоров с рынка банковских карт россияне стали активно переходить на альтернативные платежные средства. В разы вырос спрос на карту «Мир». Удалось решить и проблему с иностранными картами с истекающими сроками действия: большинство банков либо продлили сроки действия карт, либо сделали их бессрочными, а это значит, что нет необходимости их перевыпускать.
МИРовая экспансия
В конце февраля — марте все опрошенные “Ъ” банки наблюдали резкое увеличение спроса на карты «Мир», затем интерес к ним стабилизировался, но остается высоким. В пресс-службе Сбербанка отметили, что среднее значение по общему выпуску карт всех платежных систем за май—октябрь текущего года установилось практически на уровне мая—октября 2021 года.
«За девять месяцев клиенты ВТБ оформили и получили на четверть банковских карт больше, чем за этот же период год назад, а общий объем выпуска карт "Мир" вырос почти вдвое,— сообщили в пресс-службе ВТБ.— Спрос на виртуальный "Мир" вырос за девять месяцев в 7,7 раза к аналогичному периоду прошлого года, эмиссия пластиковых национальных карт ВТБ увеличилась на 68%. При этом в третьем квартале спрос на "Мир" вырос ко второму кварталу на треть».
В Московском кредитном банке (МКБ) с начала года по текущую дату выдачи таких карт выросли на 65% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Клиенты при желании также могут выпустить карты Visa и Mastercard, которые продолжают работать в России в полном объеме. Но интерес к продуктам этих платежных систем снижается»,— отметили в пресс-службе МКБ.
В МКБ также сообщили, что клиенты могут оформить цифровые карты в мобильном приложении МКБ, а также выпустить платежную карту через чат-бот в мессенджере Telegram. Это новый продукт для рынка, который банк реализовал вместе с футбольным клубом «Торпедо».
В ПСБ только за март—апрель, сразу после приостановки работы Visa и Masterсard в России, число выданных дебетовых и кредитных карт «Мир» увеличилось на 30%, рассказал начальник управления карточных продуктов ПСБ Рустем Аминов.
Если год назад карты «Мир» открывали преимущественно зарплатные клиенты и люди, получающие социальные выплаты, то в текущем году в разы увеличилось число тех, кто использует «Мир» в качестве основного расчетного инструмента. Это связано в том числе с постоянным расширением функционала карт национальной платежной системы и возможностью проводить бесконтактные платежи при помощи сервиса Mir Pay.
По словам господина Аминова, «ощутимо выросла и трансакционная активность по картам — например, в летние месяцы в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились траты на ж/д билеты, на 25% — траты на досуг. Наибольший рост трансакционной активности и среднего чека по дебетовым и кредитным картам виден у тех клиентов, которые активно пользуются кэшбэком».
В банке «Зенит» отмечают рост спроса в течение 2022 года не только на карты «Мир» (их доля в портфеле банка удвоилась), но и на UnionPay.
Карты Visa и Mastercard продолжают работать в России» "Клиенты оформляют и карты МПС, но их доля в общем выпуске значительно сократилась. Портфель карт Visa и Mastercard будет иметь тенденцию к перетоку в карты "Мир",— говорят в пресс-службе Сбербанка.— Отключение карт за границей не повлияло на участников программы "СберСпасибо": они продолжают совершать покупки онлайн и офлайн на территории РФ, получать и списывать бонусы. Сегодня количество клиентов программы составляет уже более 64 млн».
Технологии лояльности
Условия обслуживания карт и тарифы почти во всех банках остались прежними. «Совкомбанк не менял условия обслуживания карты: комиссия за выпуск, перевыпуск и обслуживание не взимается. Также банк сохранил для клиентов все привилегии и бонусы в рамках программы лояльности системы рассрочки "Халва", в том числе возможность совершать покупки у партнеров "Халвы" в беспроцентную рассрочку, начисление кэшбэка за покупки по карте онлайн и офлайн и при оплате услуг в мобильном приложении, повышенный кэшбэк до 6% на покупки в партнерской сети, доход на остаток средств на счете до 8,5% годовых, супербонусы за совершение от пяти покупок на общую сумму от 10 тыс. руб. (от 5 тыс. руб. по "Социальной Халве"), банковская подписка "Халва. Десятка" и другие опции»,— рассказали в пресс-службе банка.
«Комиссии за обслуживание и программы лояльности банка "Зенит" не менялись даже в период ограничений банковских комиссий со стороны ЦБ»,— сообщила пресс-служба.
Внедрение актуальных программ лояльности позволяет банкам удерживать клиентов, а клиентам — формировать позитивное восприятие банка не только за счет банковских сервисов, но и за счет широкого перечня дополнительных возможностей, предоставляемых банком.
Выбирая, какой картой лучше оплатить покупку, люди учитывают, сколько они сэкономят за счет кэшбэка или как объем операций по карте повлияет на процентную ставку, начисляемую на остаток собственных средств на карте.
«В этом году мы сохраняли в полном объеме все программы лояльности для розничных и премиальных клиентов, в том числе и во время действия ограничений Банка России,— рассказал Рустем Аминов.— ПСБ на протяжении года не менял процент вознаграждения, начисляемый за пользование картами — в частности, максимальный размер кэшбэка составляет сейчас 10% (по карте "Двойной кэшбэк") при выборе одного из пакетов привилегий в категориях "Досуг", "Авто" или "Семья"». Изменения в программы лояльности ПСБ вносит исходя из потребительских предпочтений и трансакционной активности разных категорий клиентов.
При этом участники рынка отмечают рост количества токенизированных национальных карт. Уже примерно 1,5 млн карт «Мир» привязано к Pay-сервисам, что позволяет клиентам оплачивать покупки с помощью смартфона.
«Владельцы карт ВТБ "Мир" за девять месяцев 2022 года оплатили смартфонами покупки почти на 70 млрд руб. Это в пять раз больше, чем годом ранее. Причем в третьем квартале оборот увеличился на четверть по сравнению со вторым,— сообщили в пресс-службе банка.— Общий Pay-оборот по цифровым картам банка за три квартала вырос на треть к прошлому году».