Награда нашла героя

Лауреаты Grand Prix d’Horlogerie de Geneve

В Женеве состоялась 22-я церемония награждения победителей международного часового конкурса Grand Prix d’Horlogerie de Geneve (GPHG). 90 отобранных моделей претендовали на получение 20 наград, в том числе главного приза — «Золотой стрелки».

Победители Grand Prix d’Horlogerie de Geneve на традиционной заключительной фотографии

Фото: Fondation du Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

Президент фонда GPHG Раймон Лоретан, перечисляя достоинства, обретенные Гран-при к 22-му году проведения, похвастался абсолютной беспристрастностью. Отвечая на вопрос корреспондента “Ъ”, он заверил, что никто не в силах не только повлиять на решения жюри, но даже и заранее узнать результаты голосования: «Новая схема определения победителей не допускает вмешательства извне». Господин Лоретан имел в виду, что теперь вместе с 30 членами жюри, профессионалами высшей пробы, голосуют и члены Академии GPHG, которых по всему миру уже пять с половиной сотен.

Его слова подтвердили итоги нынешней премии, на которой четыре марки отхватили сразу по два приза. При старых порядках такие совпадения были крайне редки, конкурс стремился раздать «всем сестрам по серьгам». В этом же году дубля добились Bvlgari, Hermes, Van Cleef & Arpels и MB&F.

В остальном церемония выглядела вполне традиционно — отчасти благодаря ее постоянному ведущему французскому актеру и режиссеру Эдуару Беру с его подколками: «Сейчас будет присужден приз за часы стоимостью до 3 тыс. франков — сущие копейки по местным меркам» (кстати, средняя розничная цена награжденных в этом году наручных часов — 148 тыс. швейцарских франков, так что свой элитарный характер GPHG в очередной раз подтвердил).

Посмеиваясь над богатой Швейцарией, господин Бер мимоходом задел и нас: при лимите закупочной цены в 300 франков, установленном санкционными ограничениями Швейцарии для экспорта в Россию, на конкурсе не было ни одного экземпляра, который может официально оказаться в отечественном магазине. Хотя понятно, что любой из них может въехать в страну на руке своего нового российского владельца рейсом, прибывающим из Стамбула или Дубая. Так что смеяться шуткам конферансье мы можем отныне без всякой задней мысли: разве не смешно, что все это нам снова недоступно, как во времена СССР?

На конкурсе этого года по сравнению с 2020-м и 2021-м безусловного фаворита не было. «Королем танцпола», как содержательно, так и в силу закона больших чисел (в шорт-листе GPHG оказалось сразу пять моделей марки), выглядела Van Cleef & Arpels. Главным образом благодаря наручным «цветочным часам» Lady Arpels Heures Florales Cerisier, на перламутровом циферблате которых 12 драгоценных бутонов постепенно раскрывают свои лепестки, показывая текущий час (минуты показывает индикатор на боковине корпуса розового золота). Механическое чудо Van Cleef & Arpels получило приз в спецноминации «За инновации». Второй приз французскому ювелирно-часовому дому достался в новой номинации «Настольные часы» за уникальные, выполненные в одном экземпляре часы-автоматон Fontaine aux Oiseaux с «оживающими» птицами, которые примечательны среди прочего своей ценой — от 5 млн до 10 млн франков, что делает их самыми дорогими участниками конкурса этого года.

Удивительная история произошла с часовщиками Hermes. В двух номинациях «Сложные мужские часы» и «Сложные женские часы» была награждена одна и та же модель Arceau Le temps voyageur, пусть в разном размере и цвете. Эти часы, спроектированные Жан-Франсуа Можоном, в которых модуль «мирового времени» путешествует по циферблату, и вправду исключительно эффектная и умная работа. Но не в двух же соседних категориях! Остается поздравить команду Hermes, искренне ошеломленную таким счастливым совпадением.

Премию за «Лучшие женские часы» получили Tonda PF Automatic независимой марки Parmigiani Fleurier. В этом году их часы, созданные под руководством нового директора Гвидо Террени, пришли к финалу сразу в нескольких категориях, и, положа руку на сердце, скажем, что они могли бы победить в любой из них. А то и во всех сразу — потому что это и в самом деле выдающаяся в своей красоте и сдержанности линия.

Мы уже упомянули закон больших чисел, но на этот раз он не сработал в отношении одного из прежних любимцев жюри — и обладателя «Золотой стрелки» 2019 года — Audemars Piguet. Единственный представитель «большой тройки» (Patek Philippe традиционно, а Rolex ситуативно от участия воздержались), несмотря на пять моделей в шорт-листе, ни одного приза не получил. Мы бы объяснили это тем, что сейчас мануфактура находится в слегка подвешенном состоянии: многолетний CEO Франсуа-Анри Бенамьяс в этом году объявил об отставке, его преемник до сих пор не назван, а GPHG жалует известных и харизматичных лидеров.

И такие, конечно, были. В первую очередь это относится к триумфатору предыдущего года, главе ювелирно-часового дома Bvlgari Жан-Кристофу Бабену. Представителям марки пришлось подниматься на сцену дважды. Сначала за призом в номинации «Ювелирные часы», который выиграла «змейка» Serpenti Misteriosi High Jewellery, оснащенная одним из самых компактных в мире механических калибров BVL 100 Piccolissimo, вышел главный часовщик Bvlgari Антуан Пан, а затем и господин Бабен принял почетную награду «За смелость», которой удостоились ультратонкие Octo Finissimo Ultra толщиной всего в 1,8 мм.

Строго говоря, шедевр Bvlgari — это уже не мировой рекорд: его перешибла марка Richard Mille, уменьшившая толщину корпуса своих RM UP-01 Ferrari до 1,75 мм, а механизма — до невероятных 1,18 мм, но в конкурсе этого года она участвовать не пожелала. Определенная ограниченность обзора, присущая Гран-при, сыграла в минус.

Но обвинять в ней организаторов не стоит. Члены Академии GPHG предлагали для участия в конкурсе и новинки Richard Mille, и Rolex, и Patek Philippe, и многочисленных брендов Swatch Group, но финальное решение принимают сами мануфактуры, оплачивая или отказываясь оплачивать регистрационный взнос, по меркам высокодоходной индустрии довольно символический. По этой же причине на конкурсе не нашлось места представителям таких остромодных для индустрии трендов, как зеленые циферблаты, «праворукие» часы (для людей, предпочитающих носить их на правой руке) и часы с безелем Rainbow (украшенные разноцветными сапфирами, выстроенными в радужном порядке).

Супервостребованные у покупателей часы формата «сталь на стали» со стальными браслетами в небольшом количестве присутствовали в шорт-листе, но ничего не выиграли. А вот чего было в избытке среди номинированных и призеров, так это скелетонов (часов с прозрачным циферблатом, открывающим вид на механизм) и ворлдтаймеров (часов с индикацией местного времени во всех 24 поясах Земли), которые после закончившейся пандемийной самоизоляции опять пошли в рост.

К отряду скелетонов, хотя в данном случае этот фактор не был решающим, относится и обладатель «Золотой стрелки» этого года — хронограф MB&F Legacy Machine Sequential Evo. Несмотря на его достоинства, основатель марки MB&F Максимилиан Бюссер, похоже, получил главный приз по совокупности заслуг. Всеобщий любимец часовой тусовки в самом начале церемонии унес со сцены приз «Вызов». Он получил его за часы M.A.D.1 Red, которые он, по его словам, «сделал для своих друзей, которые не могут справиться с привычным для MB&F ценником». Мы поняли это сразу в двух смыслах. В буквальном — часы стоят чуть больше 3 тыс. франков. И в переносном — мы помним, как Макс рассказывал, какой могучий вал «друзей» накатил на него с просьбой продать хотя бы один экземпляр. Кто ради такой сделки не поклянется в вечной дружбе?

В финале церемонии под барабанный бой «старых гренадеров», женевских ряженых ветеранов, Бюссер принял и высший приз. Первый хронограф марки MB&F стал одновременно самым необычным сплит-хронографом. Он объединяет два независимых механизма со своими кнопками управления и имеет общий узел, управляющий обоими хронографическими механизмами (кнопка у отметки «9 часов»). Этот уже 20-й по счету калибр за 17 лет существования MB&F разработал независимый ирландский часовщик Стивен Макдоннелл, а в его воплощении участвовали десятки «друзей» (название марки расшифровывается как «Максимилиан Бюссер и друзья»), в том числе дизайнер Эрик Жиру, инженер Жан-Франсуа Можон и другие. Все они заслужили «Золотую стрелку». Но обрели ее благодаря авторитету, харизме и обаянию человека, чье имя вынесено в название бренда. «Золотая стрелка» 2022 года — награда не столько часам, сколько личности.

Алексей Тарханов, Юрий Хнычкин

Вся лента