Время возможно повернуть назад
Zenith вспоминает о своей истории
На ноябрьском часовом аукционе Phillips 5–6 ноября, проходившем по традиции в женевском отеле La Reserve, была продана единственная в своем роде модель Zenith, соединившая прошлое и настоящее. Часы, похожие на шедевры 1950–1960-х годов, были созданы заново нашими современниками на основе сохранившихся на мануфактуре механизмов семидесятилетней давности.
Фантастическая история — эксперты аукциона Phillips в сотрудничестве с Bacs & Russo обратились к одной из старейших и знаменитейших швейцарских мануфактур с предложением порыться в архивах, которые у Zenith очень богаты. В результате были найдены редчайшие калибры Calibre 135 Observatoire, которые затем доверили независимому часовщику, финскому гению Кари Вутилайнену. Он украсил их и оправил в новый корпус.
Речь шла о дюжине механизмов, которые создавались на мануфактуре специально для участия в конкурсах хронометрической точности, проводившихся обсерваториями Швейцарии и Франции. Их не готовили в качестве обычных калибров для серийных часов и, соответственно, не подвергали окончательной декоративной обработке. Как говорит Кари Вутилайнен, у них была более сложная система регулировки хода, словом, это были научные, испытательные приборы, не предназначенные для того, чтобы их носили на запястье. Идея Zenith и Phillips заключалась в том, как говорит эксперт аукционного дома Алекс Готби, чтобы «представить себя на месте мастеров мануфактуры 70 лет назад, отдать должное их техническому гению для создания новых часов».
Напоминает авиационный мотор, созданный для испытаний на стенде, который много лет спустя обретает крылья. Главе Zenith Жюльену Торнару нравится такое сравнение: «Если мы берем великолепный винтажный "мотор", надо, чтобы и самолет был прекрасен. Мы решили, что, раз мы готовы отдать редчайшие исторические механизмы, важную часть нашего наследия, нам нельзя ошибиться, надо, чтобы их качества были подчеркнуты новой эстетикой, чтобы работа была безукоризненной. Я думаю, что, если бы Кари отказался, мы не решились бы на этот проект».
Из найденных механизмов один остался в архивах мануфактуры, десять были использованы для специальной серии с черным циферблатом в платиновом корпусе. Последний же экземпляр часов Zenith Calibre 135-O Unique Piece с гильошированным циферблатом оранжево-розового цвета в корпусе из ниобия был создан специально для аукциона и продан на Phillips за 315 тыс. швейцарских франков в пользу американской ассоциации Susan G. Komen Breast Cancer Foundation, борющейся с раком груди.
Успех, достигнутый на аукционе, напомнил о другой специальной программе Zenith по осмыслению истории часового дела и работе со своим наследием. Она называется «Иконы», и речь там идет не об особых уникальных моделях, а о самых известных серийных часах прошлого века, которые мануфактура выкупает, реставрирует и вновь предлагает на продажу — верным клиентам и только в собственных бутиках марки. «Для меня это очень важно,— говорит Торнар,— потому что Zenith гордится своей 155-летней историей. Пять лет назад, когда я только начинал здесь свою работу, мне казалось, что мы недостаточно рассказываем нашим клиентам о том невероятном богатстве, которым мы располагаем. Теперь мы многое для этого сделали».
Программа Zenith Icons для марки не только подарок коллекционерам, но и важный ответ на развитие вторичного рынка. В последние годы он стал важнейшей частью часовой индустрии, раем как для часовых фанатов, так и для спекулянтов. Многие клиенты начинают свои поиски именно на вторичном рынке, где можно встретить старые и редкие современные часы, которых иначе пришлось бы ждать годами. Жюльен Торнар решил справиться с этим, сделав Zenith главным поставщиком исторических моделей. Забота об истории, по его мнению, не дает забыть о прошлых достижениях марки, при этом она многое говорит о будущем.
«Качественные механические часы могут прожить более сотни лет, если за ними правильно ухаживать,— говорит Торнар.— Часы, которые мы предлагаем в проекте Icons, свидетельствуют о том, что нашей продукции суждена долгая жизнь. Мы как будто бы говорим нашим клиентам: "Взгляните, мы заботимся о всех часах, которые мы производили раньше и производим сейчас. Те часы, которые достанутся вам, прошагают сотню лет, они достанутся вашим детям и внукам в таком же прекрасном состоянии, как сейчас, мы об этом позаботимся". Сейчас на мануфактуре этим занимаются специалисты, историки и реставраторы».
B Zenith создан специальный департамент наследия, с начала проекта в 2020 году можно видеть, как осторожно и внимательно марка относится к реставрации и возрождению своих «икон». Параллельно с ноябрьским аукционом Phillips в Женеве в отеле President Wilson проходил посвященный винтажу салон RE-Luxury, на котором была показана специальная выставка часов, входящих уже во «вторую серию» программы Zenith Icons: Act II. Ее подготовила глава департамента наследия Лоранс Боденманн. Комплименты посетителей «да это настоящий музей!» она принимала с осторожностью, заметив, что менее всего программа по исследованию прошлого марки, сопровождающая Icons, нацелена на создание музея, потому что музеем заканчивается история, в то время как главная задача проекта — показать, что это даст будущему.