По здравном размышлении
Туристы загрузили санатории
Из-за переориентации части россиян на отдых внутри страны загрузка санаториев в этом году оказалась выше, чем до пандемии. Это дало возможность владельцам части объектов повысить цены на 30–40%. Но санаториям в регионах, где действуют ограничения авиасообщения, напротив, пришлось снизить стоимость проживания.
По итогам 2022 года общая загрузка российских санаториев превысит показатель докризисного 2019 года на 3,6 процентного пункта (п. п), заявил “Ъ” медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) Михаил Данилов. Он не привел конкретный показатель заполняемости. Но по итогам 2019 года АОТ оценивала среднюю загрузку здравниц в 49,7%, в 2021 году — в 42,1%.
То есть в этом году показатель превысит 50%.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подтверждает, что в этом году спрос на отдых в санаториях рос заметнее, чем интерес к классическим отелям. Динамика относительно прошлого года составила 30% и 10% соответственно, добавляет он.
Но ситуация в сегменте неоднородная, говорит господин Данилов. Это подтверждают данные самих здравниц. Так, представитель санатория имени Станко Марина Перова называет год удачным: загрузка объекта составила 80%, увеличившись на 10 п. п. год к году. Гендиректор Parus Medical Resort & SPA Юлия Шелепенкова говорит, что в ее объекте загрузка достигла в этом году 98%. Ушел фактор сезонности, появились гости, ранее не отдыхавшие в стране, стало больше клиентов из близлежащих регионов, указывает она. Руководитель отдела продаж курорта «Увильды» Анна Озерова говорит об увеличении загрузки за год на 5 п. п. Но директор санатория «Бузулукский бор» Вадим Грешнов отмечает снижение загрузки на 4,37 п. п. за год на фоне роста стоимости размещения. Коммерческий директор санатория «Заполярье» Лилия Трофимова указывает, что в этом году загрузка объекта составила 80% против 82% в прошлом году.
Факторами роста заполняемости здравниц в этом году Михаил Данилов считает переориентацию части путешественников на внутренние направления, акцию «туристический кэшбэк» и снятие пандемийных ограничений.
Спрос на корпоративные программы, по данным АОТ, в этом году частично сократился. В числе других сложностей гендиректор отеля «Пальмира Палас» Владимир Патрикеев выделяет геополитическую обстановку, ограничение на полеты в Крым. На этом фоне региональные здравницы в этом году сделали упор на программы для жителей полуострова. Госпожа Трофимова считает негативным фактором сентябрьские аннуляции на фоне объявления частичной мобилизации.
Но сейчас спрос начал опять расти, говорит Михаил Данилов. В этом году раннее бронирование выше на 10%, чем год назад, добавляет гендиректор центра «Переделкино» Максим Сучков. На этом фоне господин Данилов пока не прогнозирует снижения заполняемости здравниц в 2023 году, ожидая, что показатели сохранятся на уровне этого года.
Гендиректор курорта «Машук Аква-Терм» Ольга Акимова указывает, что геополитические и экономические риски все же сохраняются. Сергей Ромашкин называет еще одним фактором исчерпание отложенного спроса, влиявшего на рынок в этом году.
Михаил Данилов предполагает, что уверенный спрос на отдых внутри страны будет связан, в частности, с подорожанием отдыха за границей.
Стоимость размещения в российских здравницах, по прогнозам эксперта, в 2023 году вырастет на уровне инфляции. Хотя, замечает он, некоторые здравницы заявляют о росте цен на 30%. Гендиректор санатория «Бакирово» Наиль Шайхутдинов указывает, что в этом году цены на услуги его объекта поднимались трижды и сейчас стоимость размещения на 30–40% выше, чем год назад.
Заместитель гендиректора Rosa Springs Medical Spa Hotel Руслан Вердиев ждет, что в 2023 году размещение подорожает примерно на 10%. Но не все объекты готовы повышать стоимость. Представитель «Кивача» Николай Ларионов говорит, что компания в следующем году не будет индексировать цены проживания.