Шопинг уже не тот
Почему пустеют торговые центры
Предновогоднего ажиотажа в моллах в 2022 году не будет. Эксперты прогнозируют падение трафика на 20 % по сравнению с декабрем 2021 года. На покупательную активность влияют сразу несколько факторов: это и снижение доходов, и уход международных брендов, и переезд из страны тысяч потенциальных покупателей. Но главная причина — смена модели потребления. Россияне теперь предпочитают шопинг онлайн. Тему продолжит Светлана Белова.
Крупные торговые центры встречают посетителей темными витринами ушедших иностранных брендов. Как правило, это были большие магазины и, соответственно, оставили они после себя многие квадратные метры пустоты. А пустить туда нового арендатора владельцы моллов зачастую не могут. Дело в том, что многие западные бренды не расторгли договоры, пояснил управляющий директор российского Совета торговых центров Олег Войцеховский: «Большие помещения просто стоят закрытыми. Их нельзя пересдать, даже если бы стояла очередь из потенциальных арендаторов. Но их подбор — это сложная задача. Дизайнеры и производители коллекций все-таки не очень сильно отформатированы на стрит-ритейл, как продвинутые арендаторы торгового центра или хороших помещений. Здесь еще очень много работы. Что касается иностранных сетей, то, конечно, они до сих пор еще рассматривают в основном варианты, когда кто-то купит франшизу. Это тоже достаточно сильно замедляет заход».
Даже новогоднее украшение торговых центров с дизайнерскими находками не помогает торговле. Временно возросшая посещаемость не конвертируется в продажи, говорят аналитики. Не может поддержать стабильный трафик и сегмент развлечений. Кинотеатрам, которые привлекали зрителей в торговые центры, показывать сейчас нечего, признался директор объединенной киносети Алексей Васясин: «Последняя декада декабря — это некое затишье, потому что люди заняты не развлечениями, а поиском подарков. Сезон у кинотеатров начинается с 1 января. С начала декабря стартовали "Елки", чуть-чуть помогли, но если смотреть в целом, даже с учетом старта этого фильма, пока посещаемость примерно вполовину хуже, чем в декабре 2021 года».
Но потеря посетителей в крупных торговых центрах — это вовсе не особенность нынешнего года, говорят аналитики. Трафик, по понятным причинам, обрушился в пандемию и до сих пор не восстановился. Компания Focus Technologies подсчитала, что разрыв с докризисным 2019 годом составляет 40%. И вряд ли уже шопинг когда-нибудь станет прежним. Изменилась сама модель потребительского выбора, пояснил глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Если раньше в торговый центр можно было идти для того, чтобы купить что-то в IKEA, H&M, Zara и так далее, то сейчас и эти магазины закрыты, и заменить их пока не удалось.
Самое главное, что продукция H&M, Inditex, IKEA, Decathlon — все это продается на крупнейших маркетплейсах. Например, у "Яндекс.Маркета" есть масштабный проект — они выкупили 20 млн товарных остатков IKEA. То есть если покупатель даже и идет в магазин или торговый центр, то он уже выбрал несколько товарных позиций на маркетплейсе, которые он будет сравнивать».
Это подтверждает и статистика. Во всех крупных маркетплейсах в ноябре прошли большие распродажи. Площадки сообщили о том, что обороты выросли в два-три раза по сравнению с 2021 годом. Активные офлайн продажи, по сути, остались только в сегменте продуктов и алкоголя.
Некоторые аналитики вообще не верят в возвращение покупателя в торговые центры. Они прогнозируют, что в 2023 году столичные моллы опустеют еще на 20 %. Освободившиеся помещения владельцы станут сдавать под склады и производства, в дальнейшем ТЦ будут трансформироваться под другие форматы. Они превратятся в развлекательные и мебельные магазины, а также дисконт-центры, полагают в компании консалтинговой компании CORE.XP.