Клиенты МФО не возвращаются
Граждане не выбирают полностью одобренные объемы займов
Доля утилизации одобренных лимитов повторных клиентов микрофинансовых организаций (МФО) в ноябре составила 30–80%, достигнув двухлетнего минимума. Это значительно ниже показателя среди новых клиентов. Учитывая, что порядка 80% от объема выдачи МФО приходится именно на повторных клиентов и их чеки иногда вдвое выше, чем у первичных, снижение утилизации лимитов может привести к существенным потерям доходов участников рынка.
Повторные клиенты МФО осторожнее первичных используют одобренные лимиты. По итогам ноября текущего года уровень утилизации достиг двухлетнего минимума, следует из опроса МФО, проведенного “Ъ”.
Так, новые клиенты в ноябре выбирали 78,5% лимита, в начале декабря — 78,9%, повторные — 60,8% и 58,5% соответственно, рассказали в «Займере».
В Moneyman показатель составил на ноябрь текущего года 45% для новых клиентов и 29% для повторных. Снижение показателя для повторных клиентов с начала года составило 6,5 п.п., пояснил гендиректор компании Сергей Весовщук.
Похожий тренд наблюдают в группе Eqvanta, хотя он менее выражен. В ноябре повторные клиенты, получившие заем онлайн, утилизировали 83% одобренного лимита, годом ранее показатель составлял 87%. Утилизация лимитов первичными клиентами компании растет: 92% на начало года и 97% в ноябре.
«Повторные клиенты демонстрируют более взвешенный подход к заемным средствам, выбирая их строго по потребностям»,— поясняет господин Весовщук. Это может объяснять тенденцию снижения утилизации лимита со стороны хорошо зарекомендовавших себя клиентов с приемлемой и хорошей платежной дисциплиной, добавляет старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Игорь Алексеев.
При этом доля первичных клиентов в компаниях значительно ниже, чем повторных: в опрошенных “Ъ” первая колеблется вокруг 20%.
Ниже у первичных заемщиков и средние чеки, которые уменьшаются на фоне ужесточения скоринга и кризисных явлений на рынке. «В начале года средняя сумма, которую оформляли первичные клиенты, составляла 5,2 тыс. руб., а в ноябре чек уменьшился до 4,75 тыс. руб. Повторные клиенты в 2022 году в среднем брали 11 тыс. руб.»,— отмечает директор по сбору и анализу данных Cash-U finance Всеволод Чернаков. Для новых клиентов сумма выдачи редко превышает 5–6 тыс. руб., подтверждает гендиректор Webbankir Андрей Пономарев.
Тренд на снижение чеков затронул не только сегмент «займов до зарплаты», но и среднесрочные займы (Instollement). Так, размер среднего одобренного чека займов в этой категории для первичных заемщиков сократился в ноябре на 12,8%, до 13,87 тыс. руб., говорят в «Лайм Займ». Хотя запросы, в том числе со стороны первичных клиентов, растут, уточняет господин Пономарев: средняя требуемая сумма займа выросла в течение года на 7,5%.
Эльвира Набиуллина, глава ЦБ РФ, в интервью телеканалу «Россия 24» 28 декабря 2021 года:
«Нас, конечно, беспокоит этот сегмент, чтобы люди не попадали в долговую кабалу».
«Риск возникновения просрочки у новых заемщиков существенно выше, что учитывается в скоринговой модели: первичные обращения одобряются примерно в 20% случаев, тогда как повторные — более чем в 90%»,— поясняет осторожность компаний Андрей Пономарев. Так, по данным НБКИ, в октябре текущего года доля займов, просроченных более чем на 90 дней, в общем количестве действующих составляла 43,1% (в январе — 32,9%).
Политика сдерживания уровней одобрения помогает справиться с ростом просрочки в кризисные периоды, поясняет гендиректор Eqvanta Андрей Клейменов. Однако, подчеркивает он, это не может быть долгосрочной стратегией для рынка: повышенный уровень отказов провоцирует переток заемщиков к нелегальным кредиторам. В таких условиях снижение уровня утилизации займов повторными клиентами, говорит гендиректор экосистемы Unicom Дмитрий Африканов, приводит к падению как процентных, так и комиссионных доходов МФО.