Над Сибирью сгущаются черные тучи
Региону необходимо найти решение экологических проблем
Последние несколько лет экологическая обстановка во многих городах Сибири остается стабильно напряженной. Выбросы от промышленных предприятий и автотранспорта вкупе со снижением скорости воздушных потоков, увеличением городской застройки и повышением объемов загрязнений от частного сектора приводят к систематическому введению режима «черного неба». В ближайшее время власти намерены выбрать пути выхода из кризиса.
Красноярский край прочно занимает первое место в России по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников. На его долю приходится порядка 15% всех подобных выбросов в стране. По итогам 2021 года Росприроднадзор выявил на территории региона более 300 нарушений природоохранного законодательства в области атмосферного воздуха, что является самым высоким показателем по стране. Не менее сложная экологическая ситуация складывается в большинстве крупных населенных пунктов Сибири, большинство из которых строились и развивались вокруг производственных или промышленных предприятий. В городах Восточной Сибири, где наиболее остро стоят проблемы качества атмосферного воздуха, живет, по разным оценкам, около 7 млн человек, а всего в этом регионе — около 9 млн человек.
И основная часть жителей региона систематически сталкивается с введением режима «неблагоприятных метеорологических условий» (НМУ). Например, жители Красноярска в 2021 году прожили в режиме «черного неба» 45 дней, то есть 12% всего времени года. Это моменты, когда в приземном воздухе скапливается максимальная концентрация вредных веществ. Из них самым распространенным и опасным по уровню влияния на окружающую среду канцерогеном является бензпирен, предельно допустимая концентрация которого в воздухе в период НМУ превышает норму, зачастую — в десятки раз.
Основными источниками загрязнения в разной и трудно измеримой степени выступают промышленные предприятия, объекты энергетики, автотранспорт, а также отапливаемый дровами и углем частный сектор, доля которого в городах Сибири до сих пор велика. Так, в Абакане — почти 25 тыс. личных домовладений, а в Минусинске в частном секторе живет больше трети населения города. При этом в последние годы к этим факторам влияния на окружающую среду добавились новые, которые вкупе с традиционными привели к резкому осложнению экологической обстановки в СФО.
Прежде всего, речь идет о таком последствии глобального потепления как снижение средней скорости ветра. Этот показатель является ключевым условием для рассеивания выбросов в приземной атмосфере, то есть очищения воздуха, которым дышит население городов. По оценкам экспертов, за последние 60 лет движение ветров в сибирских городах замедлилось в 3-5 раз. Дополнительное негативное влияние на возможности рассеивания оказывает высотная застройка, которая влияет как на формирование транспортных маршрутов, так и на перераспределение ветровых потоков.
Помимо этого почти все города Сибири утопают в пробках. А маятниковая суточная миграция с учетом устаревшего парка автомобилей приводит к избыточным выбросам бензпирена, диоксидов азота, серы и взвешенных частиц на уровне 2-10 м, говорит основатель лаборатории a2 research & development lab Алексей Романов.
Стабилизировать ситуацию, по расчету правительства, должна программа «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Изначально она предполагала применение механизма квотирования выбросов в 12 городах России с наибольшими объемами выбросов в атмосферу. В утвержденный в 2019 году список входили Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. К концу 2024 года загрязнение воздуха в них должно было снизиться не менее чем на 20%. Но летом 2022 года программу расширили за счет еще 29 населенных пунктов.
В ходе ее реализации региональные власти должны были оценить вклад отдельных источников в общие объемы выброса и предложить пути решения проблем. Причем речь шла не только о промышленных предприятиях, но и о транспорте, а также социальной инфраструктуре. И, как стало очевидно в процессе реализации программы, во многих городах основной вклад в загрязнение воздуха вносит именно частный сектор. Решением этой проблемы, по мнению правительства, может стать перевод личных домовладений с угля на альтернативные виды топлива. На эти цели в Омске, Красноярске, Новокузнецке и Чите в 2022 году планировалось выделить почти 13 млрд руб.
Эксперты такой подход считают правильным, так как в противном случае нивелируется весь эффект от других дорогостоящих мер по улучшению системы мониторинга, модернизации крупными промышленными предприятиями очистных сооружений, а также их переходу на наилучшие доступные технологии. Также теряют смысл ограничения, вводимые в городах в период действия МНУ: в это время промышленные предприятия обязаны сокращать на 15-20% выбросы в атмосферу, а население — ограничить использование личных автомобилей.
Как признает Алексей Романов, программы модернизации очистных сооружений объектов генерации (ТЭЦ, ГРЭС) могут быть нивелированы малыми котельными или автономными источниками теплообеспечения, расположенными по большой площади. Он отмечает, что сейчас, когда подводятся первые результаты работы нацпроекта «Экология», между хозяйствующими субъектами не утихают споры об ответственности за влияние на экологическую обстановку. «Пока в основном ответственность несет тот, кто производит больше выбросов, и, если следовать такой простой логике, вызовы по экологическому развитию в большей степени встают перед промышленниками или объектами крупной генерацией. Однако негативный вклад в загрязнение приземного слоя от малых источников зачастую соизмерим с промышленным предприятием по ряду компонентов. Например, котлы или печи отопления на традиционных видах топлива», — говорит эксперт.
Так что, по мнению Алексея Романова, необходимо совершенствовать законодательство в части расширения и совершенствования методик оценки негативного влияния источников и принимать решения на их основе. «Решения проблем загрязнения воздуха уже давно известны, их много. Важно оценить их эффективность для конкретного района конкретного города с помощью экологического аудита и планово закрывать все проблемы с учетом имеющихся возможностей», — отмечает эксперт. Прежде всего, говорит он, речь идет о совершенствовании системы фильтрации на крупных объектах генерации, переводе на более чистое топливо или закрытии неэффективных малых источников, а также регулировании развития городской среды с точки зрения дорожной инфраструктуры и градостроительных планов. При этом проблему выбросов от частного сектора эксперт считает правильным решать за счет перевода домовладений на газ, где он доступен, или электричество.
ООО «Сибирская генерирующая компания»
Реклама