Магистральный подход
Как СвЖД отработала 2022 год
Свердловская железная дорога (СвЖД) подвела предварительные итоги 2022 года, который был непростым для всех секторов экономики. Работая на опережение, магистраль сделала упор на развитие инфраструктуры и логистических технологий, а также запустила новые маршруты пассажирских поездов, включая уникальные туристические.
Формула 2022: принимаем груз на себя
Конечно, новая реальность, с которой столкнулись все секторы экономики, обозначила огромное количество вызовов. Глобальные изменения привели к разрыву по всей стране устоявшихся логистических цепочек. На отдельных направлениях произошла перегрузка инфраструктуры. Чтобы обеспечить потребности уральской промышленности, увеличить скорость доставки грузов и перевозку дополнительных объемов, Свердловская магистраль развивает проекты, позволяющие минимизировать влияние негативных внешних факторов, обновляет локомотивы, инфраструктуру и технологии.
По инициативе правительства Свердловской области в регионе создается логистический хаб по принципу «сухого порта». В единую систему будут включены все контейнерные мощности, логистические центры, а также перспективные комплексы на станциях Гипсовая и Седельниково, ключевые сортировочные и грузовые станции СвЖД, сеть грузовых терминалов магистрали. Концепция предполагает внедрение современных технологий по перевалке, переработке и складированию грузов (в первую очередь контейнерных), а также синхронизацию работы различных видов транспорта.
Важным компонентом «сухого порта» является Екатеринбургский железнодорожный узел. В этом году СвЖД завершила комплексную реконструкцию крупнейшей в стране станции Екатеринбург-Сортировочный. С учетом растущего спроса на контейнерные перевозки пересмотрела технологию работы станций узла. Для ускорения переработки вагонов и грузовых операций на предприятиях (в том числе на открытом 1 ноября ТЛЦ «Уральский») провела комплексную модернизацию железнодорожной инфраструктуры на станциях Шарташ и Аппаратная.
Чтобы регион полноценно мог выполнять функцию «сухого порта» и решать амбициозные задачи по переработке грузопотоков с востока (сейчас они следуют без сортировки до Москвы, а там зачастую перераспределяются обратно на восточную часть страны), необходимо больше современной логистической инфраструктуры. К уже работающим в агломерации точкам обработки грузов СвЖД готовится добавить новые логистические мощности.
Завершена подготовка технико-экономического обоснования по созданию в районе станции Седельниково крупнейшего ТЛЦ «Екатеринбург». Выполнено проектирование и переданы в Главгосэкспертизу документы по строительству грузового терминала «Гипсовая». Заканчивается строительство новой железнодорожной инфраструктуры с контейнерной площадкой в ОЭЗ «Титановая долина» в Верхней Салде.
Фактически становясь «ядром» перераспределения грузопотоков, особенно контейнерных, СвЖД пересматривает порядок работы с ними. По запросам грузоотправителей с апреля 2022 года в график движения добавлены 38 новых маршрутов регулярных ускоренных поездов. Общее количество маршрутов ускоренной доставки увеличилось до 213. Контейнерные поезда СвЖД с фиксированным временем отправления и прибытия на постоянной основе курсируют по 155 направлениям. Это помогает предприятиям выстраивать новые логистические цепочки.
Новые технологические решения предусматривают также консолидацию небольших отправок с разных станций в отдельные поезда, их ускоренное продвижение по специальному расписанию до крупного транспортного узла и дальнейшее «распыление» по конечным пунктам назначения.
Совместно с дочерним обществом «РЖД Логистика» разработаны новые международные контейнерные маршруты, в частности в Индию через Иран (с использованием железнодорожного, морского и автотранспорта). Все больше предприятий находят рынки сбыта в Китае и Юго-Восточной Азии, а также расширяется номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах.
В прошлом году впервые в истории по объемам погрузки контейнеров Свердловская магистраль вышла на первое место по сети, по общей погрузке находится на втором месте, а по пассажирским перевозкам — в пятерке железных дорог. И в дальнейшем планирует улучшать показатели.
PRO//Движение: туризм и не только
В ноябре перевозки пассажиров на СвЖД увеличились почти на треть. С вокзалов и станций магистрали было отправлено 2,2 млн пассажиров, а с начала года — почти 27 млн. За этими показателями не только возросший по объективным причинам спрос на услуги железнодорожного транспорта. Здесь результат работы команды, которая сумела создать продукт, отвечающий ожиданиям граждан. А где-то и выступить ориентиром для новых — еще более высоких ожиданий.
К лету в Свердловской области назначили 22 дополнительных пригородных поезда. Благодаря этому кто-то с комфортом «отработал» свой дачный сезон. Кто-то воспользовался возможностью сменить обстановку или разведать поблизости интересные места: спрос на поездки был высокий. Активно развивались туристические проекты.
В мае СвЖД запустила рельсовый автобус «Орлан» до природного парка «Оленьи ручьи». Для любителей городского туризма по субботам курсировала дополнительная «Ласточка» Екатеринбург — Каменск-Уральский. Поезд «Императорский маршрут» сообщением Екатеринбург — Алапаевск из-за высокого спроса нарастил количество рейсов. Вернулись в расписание и «Ласточки» сообщением Нижний Тагил — аэропорт Кольцово. Добавились новые — до Красноуфимска и Качканара, полетели «Орланы» в Верхнюю Пышму и Челябинск.
Все это нужно рассматривать как звенья одной цепи, которая плавно переходит в 2023-й — еще более туристический год. Флагманским проектом станет ретропоезд «Уральский экспресс». С декабря он начал курсировать по маршруту Екатеринбург — Шувакиш — Верхняя Пышма. Музей.
На ближайшие даты на «Уральский экспресс» все билеты проданы. В планах СвЖД увеличить частоту курсирования, назначить для путешественников новые рейсы. Востребованность этого туристического проекта и наработанный опыт позволяют с оптимизмом планировать и более глубокую перспективу.
К 2025 году планируется организовать туристический маршрут по первой на Урале горнозаводской железной дороге (это линия Екатеринбург — Нижний Тагил — Чусовская — Пермь). На участке обновят исторические вокзалы, создадут дополнительные объекты в ретростиле. Востребованным направлением могут стать мультимодальные туристические маршруты. Проходит «обкатку» ретротур на паровозной тяге по кольцевому городскому маршруту в столице Урала: от вокзала через станции Шарташ, Аппаратная, Шувакиш, Екатеринбург-Сортировочный.
Эмоции, которые люди получают в больших и малых железнодорожных круизах, уже стали понятной и желанной ценностью. Задача железнодорожников теперь — не только обеспечить удобную и комфортную перевозку. Нужно вместе с регионами и бизнесом помогать туристам открывать для себя Урал и другие интересные места.