Совместными усилиями
Депутат Госдумы и член общественной палаты оказались в тюрьме
Депутат Государственной думы Ирина Ивенских и член общественной палаты РФ Ямур Гильмутдинов посетили с рабочим визитом Пермскую воспитательную колонию для несовершеннолетних и следственный изолятор №5.
Поводом для посещения учреждений стали проблемные вопросы образовательной системы в учреждениях ФСИН России. Например, законодательство предполагает самостоятельное изучение несовершеннолетними в следственных изоляторах общеобразовательных программ. Такая форма обучения неэффективна, поскольку в следственные изоляторы поступают, как правило, педагогически запущенные подростки, не имеющие навыков самообучения. Разрешить эти проблемы возможно только на законодательном уровне. И у депутата Ирины Ивенских есть подобный успешный опыт: совместно с Минюстом России был разработан законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Он касается сохранения функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний за ФСИН России.
Этот законопроект был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Данная работа потребовалась в связи с действием закона об образовании, согласно которому полномочия учредителя школ Федеральная служба исполнения наказаний должна передать органам исполнительной власти субъектов федерации. А по словам начальника учреждения Сергея Барбашина и других специалистов по работе с осужденными несовершеннолетними: «Нужно понимать, что ученики здесь специфические, к ним нужен особый подход. Любое неправильное слово может испортить весь предыдущий педагогический период». К привлечению учителей «со стороны» руководитель воспитательной колонии относится скептически.
Данную позицию поддерживает и руководство ФСИН «Сегодня в правовой базе, регламентирующей образовательный процесс в уголовно-исполнительной системе, требуется урегулирование некоторых вопросов, связанных исключительно со спецификой наших учреждений. Мы очень признательны депутату Государственной думы Ирине Ивенских, что она вместе с нами и Минюстом России взялась решать этот вопрос, который важен в первую очередь для детей, оказавшихся в наших учреждениях», – отметил заместитель директора ФСИН России Александр Матвеенко.
Как рассказала Ирина Ивенских, посетить колонию и изолятор она как раз и решила, чтобы лично оценить ситуацию с организацией процесса обучения в воспитательной колонии. «С одной стороны, важно было посмотреть реальную реализацию права несовершеннолетних на образование, а с другой – понять, каким образом, в том числе и с помощью современных методов и технологий, педагогическому коллективу удается создавать личностный мотивационный фон, воодушевлять ребят на ценность образования, подвигать на организацию другой, новой жизни подростков».
В масштабах страны при воспитательных колониях сейчас работают 14 общеобразовательных учреждений, в том числе и в Пермском крае. Ирина Ивенских и Ямур Гильмутдинов ознакомились с организацией учебного процесса в колонии, пообщались с педагогами и осужденными.
Образование в условиях учреждения получают все 83 содержащихся там несовершеннолетних. «Многие из них стали учиться только в колонии, на свободе школу они просто не посещали, – рассказал полковник Барбашин. – По сути, шанс получить образование у ребят появился только здесь». Сергей Барбашин пояснил, что с осужденными занимаются не только психологи, воспитатели и социальные работники, но и педагоги общеобразовательной школы, которые являются работниками ФСИН России.
Ирина Ивенских отметила, что подготовленные педагоги выполняют не только обучающую, но и особенную воспитательную функцию. Благодаря их работе существенно снижается уровень правонарушений и повторных преступлений со стороны несовершеннолетних осужденных в дальнейшем. «Ребята, которые содержатся здесь, попали в исключительную ситуацию, поэтому общение воспитанника с педагогом должно строиться по принципу «глаза в глаза», поскольку диалог уже сам по себе играет важную роль в изменении представлений ребенка о жизни», – убеждена Ивенских. Таким образом, законопроект поможет сохранить систему, которая позволит заниматься социализацией подростков, оказавшихся в сложнейших жизненных обстоятельствах.
Свои вопросы к нормативной базе по организации образовательного процесса есть и у администраций следственных изоляторов, в которых содержатся несовершеннолетние, поскольку в настоящее время законодательством предусмотрено получение общего образования несовершеннолетними только в форме самообразования. По мнению Ирины Ивенских, такая форма получения образования не дает возможности получить качественное образование, а отсутствие опытного педагога и вовсе негативно скажется на уровне образования несовершеннолетнего.
Все эти вопросы должны быть урегулированы законодательно. В связи с этим ФСИН России подготовила соответствующие предложения по внесению изменений в действующее законодательство. При этом опыт взаимодействия СИЗО-5 с образовательной организацией по обучению несовершеннолетних, находящихся в СИЗО, в очно-заочной форме, а не в форме самообразования, необходимо сохранить и учесть. «Согласно Конституции, получение общего образования является обязательным для всех, наш долг – обеспечить его для каждого человека, где бы он ни находился», – отметила депутат Ивенских.
На встрече сотрудники учреждения поделились своей идеей об организации получения общего образования несовершеннолетними в следственных изоляторах. Предложение заключается в создании организации с филиалами, которая будет охватывать все исправительные колонии и следственные изоляторы ГУФСИН, с целью обеспечения права осужденных и несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на получение общего образования. В ее штат будет возможно трудоустроить всех педагогов, работающих в исправительных колониях региона, создать педагогический коллектив, способный эффективно работать с данной категорией лиц. Депутат дала обещание обсудить с коллегами в Государственной думе это предложение.