Дмитрий Буданов: «Нас ждет большая стройка»
Изменившиеся внешнеполитические и экономические реалии не обошли стороной ни одну компанию, работающую на энергетическом рынке страны. С одной стороны, после отмены пандемийных ограничений к прежнему уровню вернулись объемы потребления ресурсов. С другой — компании вынуждены оперативно корректировать инвестиционные проекты, которые предполагали использование зарубежного оборудование, доставить которое в страну в настоящее время крайне сложно. Тем не менее, энергетики ищут и находят варианты обхода узких мест. Об изменениях в специфике работы и планах на 2023 год рассказал генеральный директор АО «Облкоммунэнерго» Дмитрий Буданов.
— Подходит к концу первый постпандемийный год. Как вы оцениваете динамику изменения энергопотребления со стороны потребителей в сравнении с периодом пандемии? Известно, что сейчас многие промышленники перешли на усиленный режим работы. Отразилось ли это на вашей компании?
— В целом за последние годы глобальных изменений и скачкообразного роста потребления не произошло. Во время пандемии люди больше находились дома, мы фиксировали рост показателей в многоквартирных домах и в частном секторе. Сейчас ситуация выровнялась. Если в цифрах, то в 2022 году потребление электроэнергии выросло на 3,2% относительно 2020-го, вернувшись к допандемийному уровню. Рост энергопотребления в годовом выражении частично обеспечен увеличением объемов промышленного производства в металлургии и химической промышленности (на 3,8%).
Все же наши основные потребители — граждане, малый и средний бизнес. Промышленные гиганты, в том числе работающие на оборонный комплекс, практически не входят в круг наших потребителей — у них другой уровень напряжения. У нас есть объекты уровня напряжения 110 кВ, которые находятся на производственных предприятиях, среди которых активы УГМК, огнеупорные заводы в Сухом Логу и Богдановиче. Предприятия работают стабильно по запланированной программе.
— В настоящее время «Облкоммунэнерго» завершает выполнение инвестпрограммы 2022 года. С какими трудностями пришлось столкнуться при ее реализации?
— С точки зрения инвестпрограммы больших затруднений нет, она полностью будет реализована. Есть принципиальные моменты с точки зрения импортных составляющих, но у нас их не так много. К примеру, на рынке отсутствовали отечественные насосы, автоматика и запасные частей к ним. Это не позволило оперативно построить новую котельную 16 МВт в Кировграде. Из-за необходимости перепроектирования с использованием другого оборудования работы перенесли на следующий год. Мы ищем и находим варианты замены, продолжаем работать с Китаем. Занимаемся плановой реконструкцией и ремонтами сетей.
— На чем будет сделан акцент в инвестпрограмме 2023 года? Какие крупные или уникальные проекты планируете реализовать?
— С каждым годом у нас увеличивается количество воздушных линий и подстанций напряжением 35–110 кВ. Поэтому мы планируем расширять службу эксплуатации объектов.
Еще в 2023–2024 годах нам предстоит большая стройка. Только на модернизацию сетей для улучшения качества передачи электроэнергии в рамках ИП-2023 будет выделено около 182 млн руб.
К примеру, под Верхней Пышмой будет реконструирована ВЛ-6 кВ «Мостовское» от подстанции 35/6 «Исетско-Аятская». Деревянные опоры воздушной линии заменим на железобетонные, а неизолированный провод на СИП.
Второй крупный проект с заменой 40 километров ВЛ-35 кВ «Асбест» планируем реализовать в городе Алапаевск. Некоторые элементы опор здесь просто прогнили, потому что линия находилась в эксплуатации более 69 лет. Сети проходят по землям лесного фонда. Для сноса насаждений сейчас готовим договор сервитута, проект освоения лесов и лесную декларацию.
В Полевском займемся заменой кабельной линии 6 кВ фидер №6, №36 ГПП ОАО «Полевской криолитовый завод» через Железнянский пруд. КЛ-6 кВ, которая проходила водоем по деревянной эстакаде, введена в эксплуатацию еще в 1982 году. Капремонтов здесь не проводили, эстакада обветшала и частично разрушилась. Сейчас кабель находится в воде. Мы планируем заменить КЛ-6 кВ на ВЛЗ-6 кВ в обход пруда.
В Ирбите будет построен новый распределительный пункт в 9-м микрорайоне. За 30 лет эксплуатации здесь тоже не было капремонтов. Здание находится в аварийном состоянии. Планируем построить РП-10 кВ (2х0,63 МВА) взамен существующей РП-1.
— Кроме непосредственного ремонта сетей и строительства новых объектов, энергетики все больше средств вкладывают в цифровую трансформацию бизнес-процессов. Как в «Облкоммунэнерго» проходит оптимизация управления основными технологическими процессами за счет современных технологий?
— Многие бизнес-процессы мы уже оцифровали и перевели в более удобный формат. Программисты и системщики работают над этим. Все, что по закону требуется от сетевой компании, к примеру, отгрузка информации в личные кабинеты потребителей, личные кабинеты заявителей по техприсоединению, это у нас давно работает.
Из новых достижений. Мы приступили в этом году к созданию электронного паспорта сетей. Мы физически обходим наши сетевые объекты, вносим в электронную базу все необходимые характеристики, в том числе техническое состояние, протяженность. Постепенно вся эта информация будет синхронизирована и представлена в единой программе, с которой будут работать и диспетчерская, и эксплуатационная службы. Это значительно облегчит работу нашим сотрудникам. Пока мы еще в пути, думаю, полностью сможем завершить процесс в 2024–2025 годах.
— Кроме электроэнергетики «Облкоммунэнерго» сегодня занимает серьезную нишу коммунального рынка Свердловской области? Вы неоднократно говорили о трудностях, связанных износом тепловых сетей, достигающим 90%. Удалось ли к настоящему времени добиться изменения этого соотношения?
— Ситуация кардинально не изменилась. Объем ремонтов сетей необходимо увеличить не меньше чем в 10 раз, а лучше сразу же проводить реконструкцию, исправляя несоответствие существующих характеристик сетей.
Мы с 2018 года придерживаемся программы, реализуемой в рамках концессий. К сожалению, средств недостаточно. Общий объем ремонта тепловых сетей не за год, а за прошедшие четыре года — это лишь 7% от имеющегося. Это очень мало, но это ровно те деньги, которые учтены в плате концедента. В тарифе у нас заложена лишь небольшая сумма на текущие ремонты, по сути это аварийные работы. На капитальный ремонт средств нет.
— Как вы в целом оцениваете первые результаты государственно-частного партнерства с властями Среднего Урала?
— Позитивные моменты можно увидеть в том, что муниципальные власти и коммунальные компании предпринимают совместные усилия для обновления городских инфраструктур. При этом нельзя не отметить, что многие процессы взаимодействия и контроля еще не до конца отработаны. Это связано даже не с экономикой, а с достижением целевых показателей.
На три концессии у нас заложено около 130 показателей по теплу, воде и другим ресурсам. Например, там есть показатель по качеству воды, но в Тугулыме и Кировграде мы не можем влиять на качество. По факту, в этих муниципалитетах мы осуществляем функцию транспортников.
Благодаря программе лабораторного контроля компания доказала, что качество воды, которую мы получаем с водозаборных очистных сооружений, не ухудшается за время транспортировки. Нам не могут предоставить воду заявленного качества, а мы не можем повлиять на них и в итоге достичь целевых показателей.
АО «Облкоммунэнерго»
Реклама