«Исходим из реалистичного сценария»:

директор крупного челябинского застройщика – о будущем отрасли и итогах года

2022 год показывает снижение спроса на новостройки в Челябинской области. Это можно проследить по статистике заключения договоров долевого участия. По данным Единой информационной системы жилищного строительства, с января по октябрь жители региона оформили 4989 ДДУ. Это на 16% меньше того же периода 2021 года. Как сейчас чувствуют себя девелоперы и чего ждут от года следующего? Об этом мы поговорили с директором застройщика «Голос.Девелопмент» Сергеем Пахомовым.

Как вы можете оценить 2022 год?

Его сложно оценить однозначно. С одной стороны, внешняя конъюнктура была особенной, тяжело предсказуемой и несла в себе мало позитива. С другой стороны, мы можем говорить, что в целом годом довольны. Разумеется, делая скидку на сложные условия, в которых приходилось работать.

На чем основано относительное «довольство»? Несмотря на то, что мы упадем в продажах жилья по итогам года в сравнении с 2021-м, мы как застройщик получили в портфель достаточно много новых проектов. Причем диверсифицированных по локации и классу. Поэтому исходим из того, что даже при негативном сценарии развития событий, а именно при дальнейшем сокращении спроса, географически распределенный портфель проектов позволит нам оставаться устойчивыми в будущем.

Условно, если в хорошие времена мы могли продавать в одном «Ньютоне» 100 тысяч квадратов, и этого хватало, чтобы чувствовать себя хорошо, то сейчас вряд ли получится достичь таких цифр в каком-то конкретном проекте. Но проектов много. В настоящий момент мы строим четыре: помимо того же «Ньютона», это «ХЮGGE», «4 Ленина» и апартаменты бизнес-класса «ГОЛОС в сердце города» на Алом поле. В следующем году планируем запустить реновацию Каширинского рынка, еще один новый проект в центре Челябинска, а также в «Солнечной долине» под Миассом. Кроме того, заходим в партнерство с «ФишерГрупп» по созданию челябинского квартала 1736. Начали работать над выходом в другие регионы. Это говорит о том, что мы найдем своего потребителя в разных проектах. И, вероятнее всего, свою долю на рынке Челябинска мы увеличим.

А если говорить не о количестве, а о качестве, меняется ли предложение на челябинском рынке?

Если отвлечься от цифр, то мы как компания, я надеюсь, своими проектами формируем для Челябинска в целом новое понимание того уровня эстетики, архитектуры, которого достоин наш город. Это уже видно и по «4 Ленина», и по Городу L-Town, где мы строим центральный квартал «ХЮGGE». Мне кажется, что челябинский рынок скоро вступит в острую продуктовую фазу конкуренции, когда качество продукта будет определять его успешность. По крайней мере в своих проектах мы это закладываем и точно понимаем, с помощью каких составляющих двигаться вперед. В этом году стабильно входим в ТОП-3 застройщиков России по потребительским качествам жилых комплексов, это независимый рейтинг экспертного портала ЕРЗ.РФ.

Какие события считаете самыми важными для компании в этом году?

Наверное, веховый момент для нас – это вход в проект Города L-Town, из всего портфеля он наиболее важен стратегически. Проект практически безграничный, позволяет создавать продукт нового уровня комфорта с нуля. Понимаем, что нам потребуется еще 2–3 года, чтобы те задумки, которые есть у нас, у нашего партнера ARK Development, у наших архитекторов, воплотились в жизнь и стали понятны потребителю. Хорошим фактором в этом смысле стало начало строительства детского сада. Плюс уже есть дорога и сети, которые мы подвели. Этим мы сформировали фундамент, чтобы в течение десятилетия (не побоюсь этого слова) развивать эту площадку.

С точки зрения застройщика является важным строительство последнего социального объекта в «Ньютоне». Мы приступаем к работе над второй школой на 1520 мест, ранее уже построили школу и 6 детских садов.

Во многом силами нашей компании в Челябинске апробирован механизм КРТ. Речь идет о проекте «4 Ленина» в Тракторозаводском районе. Мы понимаем, что этот инструмент работает, и верим в него. Сейчас у нас есть две действующие заявки на проекты комплексного развития территорий. Одна из них связана с расселением жилого фонда.

У вашей компании есть другие направления работы, помимо непосредственно строительства. Как они пережили 2022 год?

Мы усилились в производстве. Поставили новый бетонно-растворный узел. В следующем году продолжим наращивать объемы выпуска для своих строительных площадок. Обновляем парк техники. Во многом этому способствовал относительно низкий – особенно в начале года – уровень ставок, который позволил приобретать новые средства в лизинг.

Мы можем быть довольны темпом развития и появления активов у наших сетевых компаний. В этом году построили 2 достаточно крупные котельные, много трансформаторных подстанций. Получили статус территориальной сетевой компании в Сосновском районе.

Отдельным вектором является работа управляющей компании. Нам кажется, что здесь мы становимся лидерами по трансформации рынка. Этот рынок сервисный. Появляются компании, которые качественно оказывают услуги жителям, меняется и отношение клиентов.

Бизнес УК мы развиваем независимо от застройщика. Сервисная компания «Голос.Комфорт» обслуживает не только наши дома, но и объекты других девелоперов. В этом году достаточно сильно приросли жилым фондом. Сейчас под нашим управлением находится порядка 1,75 млн квадратных метров в Челябинске и Санкт-Петербурге. Кроме того, заходим в Екатеринбург. Это влияет и на восприятие нас как застройщика.

Появились ли новые тренды в строительной отрасли?

Одним из трендов можно назвать то, что широкое распространение получает создание новых проектов в партнерстве. Например, мы вместе с промышленной группой «КОНАР» работаем в квартале «4 Ленина», про 1736 и Город L-Town я уже говорил. При этом никуда не делись наши проекты с компанией «Никс».

Также мы продолжаем сотрудничество с компанией «Бетотек» как производителем железобетонных изделий. Мы совместно разработали еще несколько серий наших индустриальных домов.

Партнерство будет усиливаться. Этому есть два объяснения. Во-первых, дефицит земельных участков. Во-вторых, другие игроки в нас видят надежного партнера, который способен дать добавленную стоимость.

Какие еще прогнозы можете дать на следующий год?

Мы исходим из реалистичного сценария. Скорее всего, спрос продолжит снижаться, и процентов 30 в продажах мы потеряем. Однако количество проектов позволит нам чувствовать себя уверенно и быть готовыми в любой момент нарастить предложение при росте спроса.

Кроме того, прочная связь с банками и хорошие финансовые результаты, которые мы показываем в последние годы, гарантируют нам доступ к бесперебойному финансированию проектов.

Предпосылок для снижения цен на недвижимость в городе мы не видим. Исходим из того, что, во-первых, в целом по России в этом году снижается количество проектов, которые получили заключение экспертизы проектной документации. Это может говорить о том, что в будущем объем предложения будет меньше. Во-вторых, Челябинск остается одним из миллионников с самой низкой ценой квадратного метра. Даже по отношению к среднедушевым доходам.

При любых внешних обстоятельствах мы останемся клиентоориентированной компанией, продолжим прислушиваться к голосам наших клиентов и внедрять для них новые сервисы.

ООО «Группа Голос. Девелопмент»

Реклама

Вся лента