В МИД РФ рассказали подробности о российско-белорусском взаимодействии в ядерной сфере
«Ъ» обратился в МИД РФ с просьбой о комментарии, как соотносятся новые аспекты российско-белорусского военно-технического сотрудничества с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, по итогам встречи президентов РФ и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко в Минске 19 декабря было объявлено, что самолеты белорусских военно-воздушных сил уже переоборудованы для применения боеприпасов со специальной — то есть ядерной — боевой частью, а их экипажи сейчас проходят необходимую переподготовку. Между тем Россия на протяжении многих лет упрекала НАТО в том, что подобное сотрудничество противоречит «духу и букве» ДНЯО.
«Озвученные в ходе встречи президентов России и Белоруссии 19 декабря 2022 года меры по обеспечению безопасности Союзного государства являются вынужденной реакцией на целенаправленное развитие многолетней практики так называемых совместных ядерных миссий НАТО,— ответила на запрос «Ъ» официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.— В настоящий момент осуществляется масштабная модернизация используемых в рамках этих миссий американских ядерных бомб и их носителей. Происходит интенсификация учений стран НАТО по отработке вопросов планирования и применения ядерного оружия, расширяется количество задействованных в таких тренировках государств—членов блока. Антироссийский характер данной деятельности не скрывается. Это крайне негативный фактор, так как соответствующие ядерные вооружения способны в короткое время после приказа поражать цели на российской территории».
По ее словам, в последнее время все громче звучат призывы к расширению системы складирования американских ядерных авиабомб в Европе, а также их частичной передислокации на восточный фланг НАТО. «О готовности разместить на своей территории ядерное оружие США заявила Польша, где стремятся полноформатно подключиться к совместным ядерным миссиям. Это означало бы появление ядерных вооружений стран НАТО на рубежах Союзного государства,— заявила дипломат.— Мы долго проявляли сдержанность. Годами указывали и продолжаем указывать Вашингтону на необходимость вернуть все ядерное оружие на национальную территорию и прекратить подключать неядерные страны к отработке его применения. В частности, соответствующие положения были в нашем проекте двустороннего соглашения с США о гарантиях безопасности. Все это было отвергнуто».
Что касается контрмер, предпринимаемых Россией и Белоруссией, то, по словам Марии Захаровой, «они реализуются в строгом соответствии с обязательствами по ДНЯО». «На данном этапе речь идет исключительно о передаче Республике Беларусь комплексов "Искандер-М" двойного оснащения с ракетами в обычном снаряжении, а также придании части белорусских самолетов Су-25 технической возможности нести ядерное оружие. При этом сами технологии по переоборудованию самолетов в носители ядерного оружия передавать не планируется»,— уточнила она.
И продолжила: «В настоящее время не предполагается ни физически оснащать белорусские системы ядерными боезарядами, ни перемещать такие боезаряды на белорусскую территорию. Создание в Белоруссии объектов для хранения ядерных боезарядов также не предусматривается. Они по-прежнему будут сосредоточены на центральных складах в пределах территории России. Подготовка белорусских военнослужащих будет осуществляться в российских учебных центрах по программам, исключающим вопросы эксплуатации ядерных боезарядов».
«В дальнейшем будем увязывать наши шаги с действиями стран НАТО по отношению к Союзному государству. В случае обострения соответствующих угроз оставляем за собой право принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности России и Белоруссии. В любом случае решение по ядерному оснащению указанных белорусских систем и тем более по их гипотетическому применению может быть принято только президентом России»,— заключила официальный представитель МИД РФ.
О специфике российско-белорусского ядерного проекта — в материале «Ъ» «Ничего личного — чисто ядерное».