Расходы в отрыве от доходов
Депутаты утвердили закон об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области приняли во втором чтении бюджет региона на 2023-й и плановый период 2024 и 2025 годов. Всего в ходе подготовки документа поступило более 370 поправок, связанных с увеличением собственных налоговых и неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов, а также с новыми расходными назначениями.
Перед докладом о подготовке проекта закона о бюджете ко второму чтению с речью выступил прокурор Новосибирской области Александр Бучман, предложив выделить дополнительно 3 млрд руб. на социальные нужды жителей региона. Средства, по его словам, необходимы для решения проблем обеспечения жильем детей-сирот, обманутых дольщиков, льготного лекарственного обеспечения, расселения ветхого и аварийного жилья, ликвидации несанкционированных свалок, своевременного ремонта дорог, благоустройства, градостроительного зонирования и др. Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив отметил, что эти и другие замечания учтены в бюджете области.
Ко второму чтению комитет проработал более 370 поправок, поступивших от губернатора, прокуратуры и депутатов региона, рассказал Федор Николаев. Поправками предлагается увеличить расходы областного бюджета на 2023 год на 17,7 млрд руб. Увеличение расходов запланировано за счет неиспользованных остатков бюджетных ассигнований 2022 года, увеличения переходящих собственных остатков за счет перевыполнения собственных доходов, уточнения прогноза по собственным доходам.
Таким образом, доходы области в следующем году составят 259,9 млрд руб., расходы — 305,2 млрд руб. (+17,7 млрд руб.), дефицит бюджета — 45,3 млрд руб. Большая часть расходов региональной казны в следующем году придется на дотации и субсидии местным бюджетам, содержание органов власти и меры социальной поддержки.
Самое важное
В числе значимых поправок на следующий год — выделение 1,7 млрд руб. на реализацию подпрограммы «Чистая вода» на водоснабжение и водоотведение; на переселение граждан из аварийного жилищного фонда Новосибирской области на 2023 год дополнительно запланировано 1,5 млрд руб. за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; на проведение дорожно-строительных работ на дорогах местного значения в 2023 году намечено 1,7 млрд руб., на проведение ремонта автомобильных дорог в Новосибирске на 2023 год выделены 530 млн руб. Средства запланированы на оснащение вводных объектов здравоохранения «Здание поликлиники смешанного типа с детским отделением» Доволенской ЦРБ (248,7 млн руб. в 2023 году), Колыванской ЦРБ (323,5 млн руб. в 2023 году), Краснозерской ЦРБ (350,5 млн руб. в 2023 году). На проведение капитального ремонта предусмотрено финансирование Линевской районной больницы — 110 млн руб., а также центральных районных больниц в Доволенском, Каргатском и Убинском районах области.
По словам Федора Николаева, городу Новосибирску в 2023 году будут предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 11,9 млрд руб. Здесь учтены средства на благоустройство парков «Первомайский» и «Радуга» (на 2023 год — 189,5 и 44 млн руб.); на строительство парков «Арена к ЛДС» и «Каменка» (196 и 160 млн руб.). Также городу будут выделены в 2023–2025 годах средства на приобретение подвижного состава троллейбусов (799,4 млн руб.) и модернизацию трамваев (110 млн руб.). 90 млн в бюджете региона предусмотрено на поддержку Новосибирского зоопарка. Кроме того, часть средств пойдет на благоустройство дворов Новосибирска и отсыпку улиц частного сектора.
Концессии бой
В таблицу поправок на 2023 год включена также поправка комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности по реализации проекта государственно-частного партнерства в отношении семи поликлиник в Новосибирске. Корректировка подготовлена по результатам рассмотрения заключения Контрольно-счетной палаты и дополнительной информации, представленной в комитет министерством экономического развития Новосибирской области с уточнением финансово-экономической модели. Суть поправки — уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию проекта: на 2023 год — в сумме 25 млн руб., на 2024 год — 153,5 млн, на 2025 год — в сумме 214,8 млн руб.
Ранее депутаты назвали нецелесообразным очередное увеличение финансирования строительства поликлиник и предложили в качестве альтернативы либо перевести работы на госконтракт, либо уменьшить выплаты по соглашениям.
В 2020 году стоимость поликлиник составляла 7,8 млрд руб., в 2021-м она была увеличена до 14,9 млрд, в 2022-м сумма выросла до 21,3 млрд руб. «В соглашении изначально было предусмотрено, что в случае увеличения сметной стоимости увеличивается и сумма возмещения, выплачиваемая частному партнеру из областного бюджета. Основную часть стоимости строительства поликлиник должен был профинансировать частный партнер за счет займов и кредитов. Расходы на погашение кредитов и уплату процентов должны возмещаться из областного бюджета»,— прокомментировал аудитор КСП Сергей Мартынов.
Строительство поликлиник по условиям соглашения о ГЧП должно было завершиться в августе 2022 года. Позднее сроки были изменены. По последним данным, три из семи объектов планируется построить в 2023 году, остальные — в 2024-м. При этом по ряду объектов строительство уже идет с отставанием от графиков. «Сроки реализации государственно-частного партнерства значительно сдвигаются вправо, как минимум на два года, однако выплаты как были с 2023 года, так и остаются. Почему, когда заключались дополнительные соглашения, не был учтен перенос сроков вправо по выплатам с учетом того, что ГЧП предполагает наличие частных инвестиций?» — комментировала ранее вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко.
С учетом роста возмещения по платежам за кредиты поликлиники обойдутся бюджету более чем в 30 млрд руб. В то же время, согласно региональному законодательству, область может направлять не более 2,5% от собственных доходов бюджета на выплату платежей по ГЧП и концессиям в год. Эксперт КСП предложил оценить целесообразность использования займов для строительства учреждений здравоохранения. А чтобы снизить расходы бюджета на реализацию проекта, он призвал оптимизировать финансовую модель.
В ходе обсуждения поправок к бюджету депутат регионального парламента Вячеслав Илюхин напомнил, что рабочая группа призывала уменьшить бюджетные ассигнования на строительство семи поликлиник в 2023 году на сумму 572 млн руб., в 2024-м — на 3,4 млрд и в 2025 году — на 4,8 млрд руб. «То есть 9 млрд руб. мы должны были снять. По одной простой причине: в ходе работы рабочая группа пришла к выводу, что частный партнер никаких денег не вкладывал, и непонятно, что мы ему возмещаем, оставляя в бюджете эти цифры»,— прокомментировал Вячеслав Илюхин.
Федор Николаев пояснил, что после заседания в комитет поступило пояснение минэко и минфина об уточнении финансово-экономической модели проекта ГЧП. «В решении комитета отмечено: в первом квартале вернуться к вопросу и детально рассмотреть финансово-экономическую модель — это первое. И второе — рекомендация правительству до этого времени зарезервировать ассигнования на реализацию проекта»,— объяснил депутат.
Свое решение о консолидированном голосовании по бюджету заявили руководители фракций: Андрей Панферов («Единая Россия»), Александр Щербак (ЛДПР), Владимир Карпов (КПРФ).
Голосование по вопросу было единогласным. «Понятно, что вопросов было очень много, вы знаете, они были еще сегодня, но тем не менее мы единодушно поддержали бюджет,— прокомментировал принятие главного финансового документа региона председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.— Это основной документ, по которому область должна работать. Это жилье, дороги, школы, садики. А другие сложные для всех вопросы мы будем рассматривать отдельно. Но бюджет — это жизнь области, он принят единогласно. Депутаты еще раз показали, что всегда готовы к диалогу».
Спикер регионального парламента особо отметил болезненность обсуждения концессионных соглашений. «У меня ощущение, что пока концессии не закончатся, это будет каждую сессию. Депутаты будут вникать в изменения финансовой модели проекта по поликлиникам. У нас школы еще в госэкспертизе. Хотелось, чтобы там была нормальная цена или другие варианты. Это большие деньги, и я напомню, если кто-то забыл: контроль за расходованием бюджетных средств — не каприз, а обязанность депутатов областного парламента»,— подчеркнул Андрей Шимкив.
Ранее поликлиниками ГЧП в Новосибирске заинтересовалась прокуратура. Заместитель генерального прокурора России Дмитрий Демешин на заседании совета при Полномочном представителе президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе обратил внимание на нарушения, которые выявляются в ходе реализации национальных проектов в регионах Сибири. Он также обратил внимание министра здравоохранения России на переносы из года в год начала строительства нескольких поликлиник, которые крайне необходимы гражданам быстрорастущего мегаполиса. В свою очередь, прокурор области потребовал разработать механизм контроля за деятельностью инвесторов при реализации соглашений, предусмотреть их ответственность за нарушение сроков (этапов) создания социально значимых объектов, что позволит контролировать работу частной стороны и стимулировать ее к надлежащему исполнению взятых на себя обязательств.