Незаконное задымление
В Удмуртии продолжается борьба с нелегальной табачной продукцией
Рынок нелегальных сигарет растет небывалыми темпами, создавая множество угроз социального и экономического характера. По оценкам экспертов, потери федерального бюджета в прошлом году составили не менее 100 млрд руб. Если не принимать меры, потери государства будут только расти. Ситуация в Удмуртии лучше, чем в среднем по стране, однако все еще остается напряженной. Какие шаги необходимо предпринять для снижения доли нелегальной табачной продукции в республике, эксперты обсудили на круглом столе, организованном Торгово-промышленной палатой Удмуртии.
В «тени» курят все больше
Рынок нелегальных сигарет в России растет в последние годы высокими темпами: доля нелегальной табачной продукции в третьем квартале 2022 года в среднем по России составила 12,1% (в аналогичном периоде 2021 года — 11,5%). При этом в некоторых регионах эта доля достигает 23—27%, а в отдельных областях и городах и вовсе половины всего розничного табачного оборота. Специалисты отмечают: ни в одной товарной группе нет такого беспрецедентного роста контрабанды и контрафакта.
Под нелегальными сигаретами подразумеваются пачки сигарет без акцизных марок или с поддельными марками, а также пачки с настоящими специальными марками, за которые акциз уплачен не был, и контрафактная (поддельная) продукция известных брендов.
Проблемы распространения нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции, обсудили 12 декабря в Ижевске на круглом столе, организованном Торгово-промышленной палатой Удмуртии. В мероприятии приняли участие представители правительства и надзорных органов республики, а также ведущие федеральные эксперты отрасли. Они отметили, что в Удмуртии на текущий момент ситуация складывается существенно лучше, чем в среднем по России.
«Согласно исследованию АНО "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции" (ННЦК), доля нелегальной табачной продукции в регионе в третьем квартале 2022 года составила 0,9%. При том, что в третьем квартале 2021 года эта доля составляла 3,2%. По этому показателю Удмуртия занимает пятую позицию в рейтинге среди всех субъектов России. Наиболее высока доля оборота нелегальной продукцией в сельских территориях»,— рассказал Байсолт Хамзатов, заместитель директора Национального научного центра компетенций.
Вместе с тем в сводном рейтинге субъектов России Удмуртия поднялась с 30 на первое место.
По оценкам экспертов, в текущем году при доле нелегального рынка в 12,1%, из-за незаконного оборота сигарет выпадающие доходы федерального бюджета превысят 113 млрд руб., из которых более 88,4 млрд руб. — это неуплата акцизов и почти 25 млрд руб. — неуплаченный НДС.
Выпадающие доходы возникают также у региональных и местных бюджетов. Это обусловлено тем, что весь нелегальный оборот находится «в тени» и, разумеется, с него вообще не уплачиваются какие-либо налоги. Для региональных и местных бюджетов это потери налогов на прибыль, НДФЛ и другие.
Недобросовестная конкуренция приводит к тому, что с рынка вытесняется продукция легальных производителей. «Это плохо сказывается и на легальной рознице, так как она следует установленным нормам, четко соблюдает законодательство и не может по ценам конкурировать с теневыми продавцами, которые не платят установленные налоги и продают сигареты по цене, намного ниже установленной в России единой минимальной цены, — отметил Роман Трошкин, менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия. Пути решения проблемы лежат в экономической плоскости. Речь идет о гармонизации ставок акцизов в странах — членах ЕАЭС и соответствующее Соглашение подписано всеми странами союза, но на данный момент ставки акцизов на сигареты в России практически на 20% выше, чем предусмотрено его условиями. В этой связи взвешенная акцизная политика в России является ключевым условием сдерживания роста нелегального рынка».
В Удмуртии вопросы борьбы с нелегальным оборотом координирует возглавляемая главой республики Александром Бречаловым комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в состав которой входят все контролирующие органы исполнительной власти.
«Так, Удмуртия первая из регионов страны обратила внимание на проблему модного употребления молодежью бестабачных сосательных и жевательных смесей, содержащих никотин и его производные,— отметил министр промышленности и торговли Удмуртии Виктор Лашкарев.— В июне 2020 года по инициативе Минпромторга республики был принят региональный закон о запрете продажи бестабачных никотиновых смесей на территории республики и введении штрафов за соответствующие нарушения, который действовал вплоть до урегулирования вопроса на федеральном уровне. В период действия регионального закона организовано 28 проверочных мероприятий, в ходе которых 17 субъектов привлечены к административной ответственности. В целом сегодня объем розничных продаж сигарет на территории региона снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 14 млн пачек».
Что касается нелегальной табачной продукции, то с 2018 года в Удмуртии изъято более 270 тыс. пачек. Для сравнения, в Пермском крае изъято нелегальной табачной продукции почти 850 тыс. пачек, в Республике Башкортостан — 930 тыс. пачек, а в Оренбургской области — 5,0 млн пачек.
В чем проблема
Стремительный рост рынка нелегальных сигарет стал проблемой общероссийского масштаба, так как привел к негативным социально-экономическим последствиям.
Во-первых, как было сказано выше, это выпадающие доходы бюджета. Во-вторых, убытки предприятий розничной торговли, торгующих легальными сигаретами. В-третьих, продажа сигарет несовершеннолетним и доступность для них. В-четвертых, табачные фабрики в ряде стран, активно работающие на российский нелегальный рынок, получают конкурентные преимущества перед легальными российскими производителями. В результате российская экономика теряет рабочие места, налоги и отчисления.
«Главная экономическая предпосылка взрывного роста объемов нелегальной табачной продукции — существенная разница между ставками акцизов в России и в других странах ЕАЭС, доходящая до 90%»,— отмечает Анастасия Беленкова, управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филипп Моррис Интернэшнл» в России. Помимо экономической предпосылки, большую негативную роль сегодня играет мораторий на проведение проверок розничного бизнеса. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число обнаруженных нарушений разных видов снизилось в 2-7 раз. В связи с этим, мы считаем, что необходимо исключить деятельность по производству и продаже табачной и никотинсодержащей продукции из-под действия моратория, чтобы не допустить дальнейшего роста объемов нелегальной продукции».
Налоговая нагрузка на легального курильщика с каждым годом возрастает, подтверждает Игорь Черкасский, руководитель «БАТ Россия» по противодействию нелегальной торговле. «С 2022 года на 25%, вырос процент курильщиков, готовых перейти на нелегальные сигареты. Теперь это каждый второй»,— говорит он.
Нелегальные торговцы мимикрируют под малый бизнес, отметили эксперты на круглом столе. Это часто провоцирует контролирующие органы на репрессии в отношении всего ритейла. «Есть две уникальные черты, характеризующие рынок табака,— поясняет Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент НП «Опора».— Во-первых, низкая маржа в рознице. Соответственно те, кто торгует легальным товаром, за эти 5-7% не имеют мотивации организовывать борьбу с конкурентами так, как видим это в других товарных группах. Например, если у меня в районе появляется точка по продаже нелегальной водки и я несу потери около 30%, это серьезная часть оборота и я отправляю людей искать эти точки, начинаю разбираться, сигнализировать, писать, звоню». Во-вторых, как считает эксперт, зачастую покупатель сам провоцирует продавца на поиск нелегального товара, потому что он намного дешевле. «Потребитель не задумывается, что это разрушающе действует на всю товаропроводящую сеть, поскольку продавец начинает искать, а что бы еще такого "левого" взять на реализацию»,— уверен эксперт.
Кроме того, господин Максимов выступил с предложением внести изменения в ФЗ «О рекламе» в части разграничения понятий «информирование» и «продвижение». Сейчас, по его словам, рассказ о фальсификате приравнивается к рекламе и продвижению товара.
Дым вне закона
В местах хранения МВД находится более 400 тыс. единиц нелегальной никотиносодержащей продукции, отметил Роман Соловьев, временно исполняющий обязанности начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Удмуртии. По его словам, одним из распространенных нарушений является продажа сигарет под видом стиков для устройств нагревания табака.
В 2022 году управление Роспотребнадзора по Удмуртии рассмотрел 809 обращений, касающихся нарушения законодательства при продаже табачной, никотинсодержащей продукции. Это в четыре раза больше, чем годом ранее. Самые частые из них — это продажа табачной продукции по заниженной цене, отсутствие перечня товаров, продажа с открытой выкладкой, продажа несовершеннолетнему.
По словам специалистов управления, в этом году много обращений поступает без указания имени заявителя. «Они приходят к нам ежедневно,— рассказала Наталья Матюшина, руководитель управления Роспотребнадзора по Удмуртии. — Проблема в том, что в соответствии с законом, по таким обращениям мы не можем принять меры».
Руководитель Общероссийского общественного движения «АнтиДилер» Денис Терсков считает, что надзорный орган обязан решить эту проблему, поскольку не должно быть такого, когда люди пишут, сообщают о нарушении, но «они уходят в спам. Роспотребнадзор возвращает заявления, поданные через официальный сайт. Если на сайте есть возможность подать их без имени и фамилии, то как человек должен понять, что так нельзя?»
Когда дым рассеется
Правительство РФ объявило мораторий на проверки бизнеса в 2022 году. С 14 марта не проводятся плановые надзорные мероприятия, а внеплановые чаще всего нужно согласовывать с прокуратурой. Эксперты отрасли рассчитывают, что в ближайшее время проверки подакцизных товаров будут возобновлены.
Кроме того, Минфином России разработан законопроект, который, как надеются разработчики, снизит процент нелегального табака в целом по стране. «Мы предлагаем введение лицензирования производства, а также лицензирование ввода в оборот при ввозе в Россию, вывода из оборота при вывозе из России никотиносодержащей продукции и сырья для их производства, а также предусматриваются лицензии для магазинов беспошлинной торговли,— отметил Георгий Голованов, член экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции.— Основой для выдачи лицензий будет государственная информационная система мониторинга товаров "Честный знак". То есть система будет распространена еще и на сырье». Еще одна законодательная инициатива — введение возможности изъятия оборудования для производства нелегальной продукции. Уже есть положительный опыт ее применения в алкогольной отрасли.
Система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» позволяет определить легальность продукции, в том числе дистанционно. «Благодаря ее использованию в стране удалось легализовать 18 производств сигарет, закрыть 26 производителей подделки, вывести из тени рынок кальянных табаков и более чем на 20% в 2021 году увеличить начисления по акцизам на табачную продукцию», — отметил директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максим Курганский. По его мнению, результаты пилотного проекта по маркировке никотинсодержащих изделий в России показали, что «Честный знак» — действенный механизм по борьбе с нелегальной продукцией.
Вся индустрия ждет скорейшего принятия законопроекта Минфина России, отмечает Анастасия Беленкова. «Данный законопроект учитывает все этапы оборота продукции и направлен на борьбу с причинами возникновения нелегальной табачной и никотиносодержащей продукции, а не на устранение последствий»,— считает она.
Передачу части функционала по выявлению нарушений необходимо регионам поддерживают и в Российском сигарном союзе. Так, например, согласно п.п. 2 п. 7 ст. 19 N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 м. по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. «В каждом населенном пункте или городе ситуация разная. Иногда нужно поставить точку дальше 100 м., а иногда можно оставить и ближе, если рядом, например, располагаются курсы кройки и шитья»,— утверждает президент Российского сигарного союза Андрей Лоскутов. С ним согласна и Наталья Матюшина: «В Удмуртии есть множество населенных пунктов, где располагается всего один магазин на деревню или на село, а вокруг него все сосредоточено — и садик, и школа, и клуб».
Эксперты сошлись во мнении, что необходим комплексный подход к решению проблемы нелегального оборота. В том числе, продолжение работы по совершенствованию системы правового регулирования на федеральном уровне, которая бы оперативно отвечала и гибко реагировала на современные вызовы.