Время женского рода
Chanel Premiere Edition Originale
«Кому она доверит биение своего пульса, траектории своего существования, интервалы своего времени? Мне!» — говорит Франсуаза Саган в маленьком рассказе, написанном в 1987 году от имени новорожденных часов Premiere. Первый буклет первых часов великой французской марки, куда вошел этот текст, показали в недавно отреставрированном бутике на Вандомской площади. Chanel представила там новую версию своих самых первых часов, созданных по проекту Жака Эллё.
Было же время, когда писать пресс-релизы приглашали Франсуазу Саган, а не безвестных аутсорсеров, хотя Саган, я понимаю, труднее было управлять, чем нынешними часовыми журналистами. От первой рекламной кампании часов Premiere есть ощущение безумия и величия. Сам Жак Эллё, занимавший в Chanel удивительную должность «ответственного за вкус», веселился, вспоминая об этом запуске: «Оказывается, так можно было».
«Я пересмотрел нашу классику. Скошенная восьмиугольная хрустальная пробка флакона №5 вдохновила меня на форму циферблата, цепочки стеганых сумок показали мне оплетку звеньев браслетов. Альянс золотого и черного, уже давно присутствовал во всех наших произведениях»,— объяснял Эллё. Вслед за Габриэль Шанель, которая сделала из Вандомской площади крышку для своих Chanel N°5, он спроектировал часы в той же форме, использовав, таким образом, двойную цитату. И даже развив ее, поскольку заводная коронка часов при одном направлении показывает резиденцию Шанель, отель «Ритц», а при другом — вход в бутик Chanel. Конечно, это была гениальная идея создать то, чего не было, в таких формах, которые, казалось, существовали всегда, и назвать эти часы Premiere — и «первыми», и «премьерой».
Говорят, это были первые женские часы, спроектированные специально для женщин. Что не совсем так, но важно, что первые Premiere были часами, впервые в мире спроектированными как глобальный модный аксессуар, как появление звена, недостававшего в мире Chanel. Не будем забывать, что слово «часы» во французском женского рода — la montre. «Премьера» оказалась не просто удачной, она стала началом серьезной часовой программы Chanel, в рамках которой были созданы собственные механизмы, построены фабрики, освоена керамика.
Креативный директор Chanel Horlogerie Арно Шастен уже работал над изменениями других культовых моделей, созданных Жаком Эллё, чтобы осовременить часы J12, не отказавшись ни в чем от авангардной формы, найденной на рубеже нашего века. Изменив 70% элементов, он смог добиться того, что часы, оставшись стопроцентно узнаваемыми, приобрели черты дизайна нового времени.
В его новых Premiere Edition Originale на десятые доли миллиметра увеличилась толщина корпуса, изменилась форма коронки, рисунок застежки браслета, в котором появилась столь важная для парижского дома буква С. Еще одно важное изменение коснулось материала. Как и в первых часах 1987 года, корпус золотого цвета выполнен из позолоченной стали, но на основе иного технологического процесса. Золото наносится методом напыления в вакууме PVD, кроме того, покрытие имеет два слоя. Под верхним слоем у Premiere Edition Originale расположен такой же тонкий слой золотистого нитрида титана, металла гораздо плотнее и прочнее стали, который позволяет позолоте лучше сопротивляться старению.
«Premiere были первой страницей в истории нашего часового дела. Они были рождены абсолютной свободой творчества,— говорит Шастен.— В 2022 году я хотел, чтобы часы Premiere снова заняли свое место в сердце нашей коллекции. Это творение — наша ДНК и код Chanel. Premiere — это больше, чем просто часы, это урок стиля».