Пробег на месте
Что ждет автомобильный рынок в 2023 году
По итогам года спрос на машины с пробегом в России оказался стабильнее, чем на новые. На фоне дефицита на рынке россияне стали активнее интересоваться трехлетними авто. В итоге даже в третьем квартале продажи оказались выше, чем в 2021-м. Но к концу года ситуация стала меняться в худшую сторону, и уже в декабре спрос замер. При этом предложение в том же месяце, по данным «Авито Авто», увеличилось более чем на 32%. А вот с ценами ситуация неоднозначная. С чем это связано? И чего ждать в этом году? Разбирался Владислав Викторов.
Когда из России постепенно начали уходить популярные автомобильные бренды, россияне пошли на вторичный рынок. Еще весной там был большой выбор «свежих» машин не старше трех лет, а цены оставались ниже тех, что предлагали дилеры. Это подстегнуло продажи, да так, что в третьем квартале они оказались выше, чем в 2021 году. Правда, всего на 2%. Но объявленная в конце сентября частичная мобилизация изменила ситуацию — спрос начал резко падать, при этом предложение росло.
Это должно было сбить цены, но по факту в некоторых случаях они даже повысились. Как объясняли эксперты, из-за отсутствия ликвидных предложений. Портал «Дром» подсчитывал, что средняя цена «трехлетки» составляет 2,7 млн руб. Несмотря на это, продажи на вторичном рынке достигли 5 млн авто, в то время как на первичном — всего 670 тыс.
Смещение спроса в сторону подержанных машин сохранится и в этом году, который, впрочем, будет непростым для авторитейла, отмечает эксперт «Открытие Авто» Александр Потапов: «Запас европейских марок на складах почти исчерпан. В рамках параллельного импорта ввозится недостаточно машин. Мы ожидаем, что спрос, в том числе отложенный, переключится на новую автомобильную реальность.
Запасы дилеров закончатся, новые авто станут поступать по параллельному импорту в недостаточных объемах. Российский рынок будет состоять из отечественных машин. Продолжит расти популярный сегмент подержанных автомобилей не только по причине знакомых всем иномарок, но и из-за более доступных вариантов по ценам. Российский автопарк при этом стареет, и средний возраст машин в России составляет около 14 лет».
Во многом рост предложения на вторичном рынке, который начался еще в конце декабря, связан с параллельным импортом. Машины, которые привозят в страну в обход правообладателей, выставляются на продажу как подержанные. Это связано с тем, что большинство авто завозится с помощью физических лиц — им это делать проще, чем самим дилерам.
Но с февраля и у частников появятся новые сложности: им опять придется ставить на машины тревожные кнопки с ЭРА-ГЛОНАСС. Ее оператор рассчитывает, что в следующем году к системе будет подключаться по 5 тыс. машин ежемесячно. Но это же может затруднить процесс поставки машин, считает президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов:
«Любые дополнительные этапы, как правило, увеличивают сроки. То, что ГЛОНАСС рассчитывает на 5 тыс., то столько он ждет по параллельному импорту. На самом деле в интересах государства отменить стандарт для ввоза "Евро-5". А что касается ГЛОНАСС, мы ведь сейчас живем не совсем в стандартных условиях, и решения должны быть не совсем стандартные. Таможенная пошлина очень высокая, что также влияет на итоговую стоимость».
С прошлого лета практически все машины, которые поступили в Россию по параллельному импорту, не оснащались системой ГЛОНАСС. Но с февраля за кнопку доплачивать будут покупатели, говорят собеседники “Ъ FM”. Так что предпосылок для снижения цен на автомобили нет. Гендиректор компании Fresh Auto Денис Мигаль делает более осторожные прогнозы: «Только ленивый не кинулся ввозить автомобили.
Они, как правило, закладывают какую-то баснословную маржу, что-то около 20-30%, думая, что так и должно быть, так и надо тут зарабатывать.
Через пару-тройку месяцев все непрофессионалы с рынка уйдут, и он опять станет более стабильным. Все-таки спрос действительно есть, но и дефицит авто присутствует. Однако это не говорит о том, что их можно продать за любые деньги, поскольку доходы населения за последние годы не росли, к сожалению».
Впрочем, в нынешних условиях действующие таможенные пошлины и расходы на логистику приводят к тому, что привозить в Россию машины дешевле 2 млн руб. невыгодно, говорят собеседники “Ъ FM”. Поэтому они предлагают в этом году забыть про такое понятие, как дешевые автомобили, даже на вторичном рынке.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".