Dyson пропылесосят в суде
Товарные знаки ушедшего из РФ производителя могут потерять охрану
Китайская компания оспаривает охрану в России марки Dyson, которой владеет одноименный британский производитель пылесосов и фенов. Бренд остановил продажи в стране весной 2022 года, но его товары поставляются в рамках параллельного импорта. Тот же заявитель уже подавал аналогичный иск против Xiaomi и в первой инстанции добился успеха по одному из классов. По словам юристов, в случае выигрыша истец сможет зарегистрировать в России товарные знаки, максимально схожие с известными брендами, и пользоваться их репутацией.
Фото: Jeff Chiu / AP
“Ъ” обнаружил в картотеке арбитражных дел, что российский суд по интеллектуальным правам принял иск от 21 ноября, поданный гонконгской Smart International Distribution Limited к британской Dyson Technology Limited. Он будет рассмотрен 5 июня.
Заявитель просит о досрочном прекращении правовой охраны ряда товарных знаков, как российских, так и международных, в отношении всех товаров и услуг, для которых они зарегистрированы, «вследствие неиспользования».
Среди оспариваемых обозначений — торговая марка Dyson и схожие с ней «Дайсон», «Дисон», Dyson Ball.
Dyson — известный производитель бытовой техники: пылесосов, фенов и увлажнителей воздуха. В апреле 2022 года компания объявила, что из-за военных действий РФ на Украине прекращает работу на российском рынке. В 2022 году Минпромторг включил продукцию Dyson в список товаров, допущенных к ввозу в страну в рамках параллельного импорта (без согласия правообладателя). Доля Dyson на рынке беспроводных вертикальных пылесосов в РФ в 2021 году превышала 30% в денежном выражении, говорит замдиректора по стратегическому развитию «Марвел F+ tech» Станислав Солтицкий. В 2022 году его доля сократилось до менее 15%, говорит он.
Smart International Distribution Limited, согласно ее сайту, выпускает электронику, бытовую технику и климатическое оборудование. Там говорится, что заводы компании производят более 10 тыс. единиц продукции в Китае, Корее и Японии. В Dyson и Smart International Distribution Limited не ответили на запросы “Ъ”.
Dyson рискует лишиться своих товарных знаков в той части, которую не использует последние три года, пояснил управляющий партнер «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков: «Например, один из знаков зарегистрирован для ряда товаров 7-го класса, в том числе пылесосы, кофемолки и соковыжималки. Если Dyson докажет использование знака для пылесосов, но не докажет для кофемолок и соковыжималок, то для них суд товарный знак аннулирует».
При регистрации освободившихся знаков за другими лицами возврат Dyson на российский рынок под тем же брендом в этих категориях будет затруднен либо невозможен, считает партнер a.t.Legal Александр Павловский.
Независимо от того, ушла ли компания с российского рынка и планирует ли возвращаться, вопросы защиты от контрафакта остаются стратегически важными, отмечает юрист BGP Litigation Азалия Гарипова. По ее словам, в рамках параллельного импорта «бремя доказывания» оригинальности ввозимого товара лежит на импортере: «Ввозить контрафактную продукцию, на которую незаконно нанесен товарный знак, по-прежнему запрещено. Соответственно, Dyson все еще может защищать свои права».
Между тем Smart International Distribution Limited не впервые пытается оспорить права на известные торговые марки в РФ. В ноябре 2021 года компания подавала аналогичный иск к Xiaomi Inc., оспаривала охрану товарного знака по 21-му классу (домашние или кухонные приспособления, устройства и утварь). В октябре 2022 года суд удовлетворил это требование, Xiaomi попытается оспорить его в кассации 16 января. Выгода Smart International Distribution Limited от подобных исков простая, говорит Сергей Зуйков: зарегистрировать товарные знаки максимально похожие (тождественные) известным брендам и пользоваться чужой репутацией от продажи товаров с такими знаками.
Фотогалерея
Что пришло на смену иностранным маркам
McDonald's покинул рынок после 32 лет работы в России. Эксперты оценивали его потери в $1,4 млрд
Фото: Коммерсантъ / Александр Подгорчук
В июне в Москве открылись приостановившие работу рестораны McDonald’s под новым названием «Вкусно — и точка»
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В июле сеть Starbucks в России официально перешла к новым собственникам. Одним из них стал рэпер Тимати (настоящее имя — Тимур Юнусов)
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Новые владельцы переименовали сеть в Stars Coffee и надели на русалок на логотипах кокошники
На фото: владельцы Stars Coffee ресторатор Антон Пинский (слева) и рэпер Тимати
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Британские магазины косметики Lush работали на российском рынке 21 год. После их закрытия совладелец российского подразделения Дмитрий Азаров запустил похожий проект
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
На смену Lush пришла косметическая сеть Oomph
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В августе маркетплейс Wildberries сменил название на «Ягодки». Но на следующий день вернул вариант на латинице. Ребрендинг оказался маркетинговой акцией
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
В сентябре онлайн-кинотеатр ivi сменил иностранное название на русскоязычное «Иви». В компании пояснили, что старый вариант неверно произносили
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В марте работу в России приостановили производители газировок Pepsi, Coca-Cola, молочной продукции Valio и кофе Paulig
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Вместо привычной продукции россиянам предлагают напитки «Добрый cola», сыры Viola и кофе Poetti
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В России перестали выходить глянцевые журналы по лицензии западных издательств, например Cosmopolitan, Men's Health, Esquire, GQ и Harper's Bazaar. Некоторые редакции перезапустили свои издания под новыми названиями
На фото: журналы «Новый очаг» (ранее — «Домашний очаг»), Men Today (Men’s Health) и The Voice (Cosmopolitan)
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В марте польская компания LPP Group, владеющая марками одежды Reserved, Cropp, Sinsay, Mohito и House, закрыла все магазины в России
Фото: Коммерсантъ / Марина Молдавская
В конце мая магазины LPP Group начали открываться под названиями, отдаленно напоминающими прежние марки
На фото: магазин одежды M на месте торговой точки Mohito
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В июне LPP Group продала магазины с новыми названиями компании из ОАЭ
На фото: перезапуск магазина одежды Sinsay под вывеской CUH в торгово-развлекательном центре «Соларис»
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Магазин одежды Reserved под новой вывеской RE
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Магазины одежды Crop перезапустили под маркой CR
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Магазин одежды House под вывеской XC
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Производитель и продавец джинсовой одежды Levi Strauss & Co покинул российский рынок спустя 29 лет работы. Его продукция сейчас продается в магазинах JNS
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Магазины косметики и парфюмерии L'Occitane переименовывали дважды
Фото: Коммерсантъ / Алексей Зотов
В мае в торговых центрах появились вывески «Л'Окситан» на кириллице. Но владельцы косметической марки во Франции остались недовольны и настаивали на радикальном переименовании. Вскоре «Л'Окситан» превратится в SoBeautiful
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
В июне Россию покинула сеть отелей Marriott. Она работала в стране на протяжении 25 лет
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
После ухода Marriott International московский отель The Ritz-Carlton на Тверской переименовали в The Carlton Moscow
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В Москве также переименован пятизвездочный отель Crowne Plaza в Центре международной торговли. С июля он называется Plaza Garden. Правда, за пределами Москвы некоторые отели не снимают вывески крупных гостиничных сетей
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
В мае Shell продала свой розничный бизнес в России. Он насчитывал 411 АЗС по всей стране и завод смазочных материалов
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
Сейчас автозаправочные станции Shell работают под маркой Teboil
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Бывший завод Renault в Москве официально переименовали в «Москвич»
Фото: Коммерсантъ / Антон Белицкий
Вскоре владельцы сняли со входа вывески «Добро пожаловать на завод Renault»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов