Опыта нам не занимать
Первые лица крупнейших российских городов приехали в Пермь для обсуждения лучших проектов развития территорий
Эксперты поделились опытом муниципального управления в российских городах в рамках расширенного заседания Союза российских городов, прошедшего в минувшую пятницу в Перми. Участниками заседания стали руководители крупнейших муниципалитетов страны, от Краснодара и Ставрополя до Тюмени, а также представители различных федеральных структур. Эксперты считают, что Пермь – отличный пример динамично развивающегося мегаполиса.
20 января в Перми состоялось расширенное заседание Союза российских городов, в котором приняли участие эксперты, главы городов и представители федеральных ведомств. Пермь посетили мэры Екатеринбурга, Уфы, Тюмени, а также руководители Краснодара, Рязани, Сыктывкара и других муниципалитетов. В повестку были включены вопросы о проектах модернизации городской коммунальной инфраструктуры, о транспортно-логистическом каркасе городов как ключевом факторе качества жизни, разработке и реализации программы создания в городах аллей Героев России, подготовке и реализации проектов на объектах городского хозяйства в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», а также о перспективах развития концессионных соглашений в социальной сфере.
Пермь как пример
Решение о проведении мероприятия федерального масштаба именно в Перми было принято не случайно. В преддверии своего трехсотлетия город реализовал множество проектов, которые стали отличным примером преображения городских пространств. «Последние несколько лет мы с коллегами из администрации Перми готовимся к юбилею столицы Прикамья. Была проведена масштабная реконструкция общественных пространств, завершаем благоустроительные работы, большое внимание уделяли объектам культурного наследия, фасадам, архитектурной подсветке, социальной сфере, транспорту. И естественно, готовы делиться опытом и перенимать опыт ваших городов», – сказал в приветственном слове губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Он подчеркнул актуальность рассматриваемых вопросов и важность муниципального взаимодействия: «Зачастую лучше посмотреть, что происходит у соседа, чем изобретать велосипед по-новому».
Глава Перми Алексей Дёмкин отметил значимость проведения такого мероприятия в год трехсотлетия краевой столицы. «В последние годы наш город заявил о себе как о динамично развивающемся в масштабах всей России миллионнике. У Перми есть полезный для других городов страны опыт в самых разных сферах: это развитие транспорта, парковочная политика, практики озеленения, муниципально-частное партнерство, высокий уровень школьного образования, проекты в сфере культуры. В современных условиях всем российским мегаполисам необходимо выстраивать устойчивые деловые и социальные связи. Обмен опытом, информационная открытость мотивирует городские власти развивать свои территории, делать их более удобными и современными для жителей», – рассказал Алексей Дёмкин.
По словам президента Союза российских городов, главы города Тюмени Руслана Кухарука, Пермь активно развивается по многих направлениям, поэтому была выбрана в качестве площадки для обмена опытом. «Это и строительство объектов социальной, дорожно-транспортной инфраструктуры, вопросы общественного транспорта. Сегодня Пермь по этим показателям занимает передовые позиции в нашей стране», – подчеркнул Руслан Кухарук. Он напомнил, что в прошлом году главы Перми и Тюмени подписали соглашение о сотрудничестве между городами. За это время уже были организованы совместные визиты специалистов городских администраций и обмен опытом. Кроме того, представители бизнеса обоих городов нашли точки соприкосновения для реализации различных проектов.
Позитивные изменения в облике Перми заметили и другие участники совета. «Очень интересно смотреть, как развивается Пермь в преддверии своего юбилея. Мы уже вечером проехали по Перми и обменялись впечатлениями, как здорово изменился город», – поделился впечатлениями замгубернатора Челябинской области Станислав Мошаров.
Пиар-консультант Борис Майоров отметил, что после затишья середины 2010-х годов Пермь вновь возвращается в федеральную линейку событий.
– Благодаря действиям губернатора Дмитрия Махонина Пермь возвращается как площадка для крупных федеральных событий, как город, который может на хорошем техническом уровне провести крупное мероприятие, встретить гостей с комфортом и радушием. Этот процесс поддерживает мэрия Перми, которая вышла на новый уровень обмена опытом и сотрудничества с крупными городами. Сейчас федеральный центр ждет от миллионников активных действий по благоустройству городов, развитию транспорта, образования, спортивной инфраструктуры. Это сложные проекты, и опыт их выполнения на высоком уровне интересует всех. Тут глава Перми Алексей Дёмкин, работая в связке с губернатором Прикамья, показывает успехи муниципалитета и приглашает в Пермь федеральных экспертов. Сотрудничество с городами-соседями открывает новые горизонты в развитии пермского туризма. Это важно и в юбилейный год, и в более поздние периоды. Чем больше людей будет приезжать к нам, тем более популярной будет становиться Пермь на федеральном уровне, – считает Борис Майоров.
По пути модернизации
В рамках совета эксперты обсудили вопрос «Транспортно-логистический каркас городов как ключевой фактор качества жизни». Опытом в реализации проектов в транспортной сфере поделился глава Перми Алексей Дёмкин. Он сообщил, что в Перми в 2020 году произошла комплексная транспортная реформа общественного транспорта города: осуществлен переход на брутто-контракты с перевозчиками, внедрена безналичная система оплаты проезда и оптимизирована маршрутная сеть.
Следующим шагом станет модернизация трамвайной сети. Алексей Дёмкин рассказал, что сейчас из 110 км трамвайных путей 58% имеет ограничение допустимой скорости движения и требует проведения капитального ремонта. «Неудовлетворительное состояние инфраструктуры и износ половины парка подвижного состава не позволяет реализовать весь потенциал трамвайной сети», – отметил глава Перми. При этом трамваи обладают рядом преимуществ. Помимо большей провозной способности, трамваи более экологичны и имеют обособленную полосу движения.
«Реконструкция трамвайной сети является финансовоемким мероприятием. Мы бы не смогли решить эту задачу, если бы не проект правительства Российской Федерации», – пояснил Алексей Дёмкин. Пермь вошла в список десяти городских агломераций, в которых при поддержке федерального бюджета запущены процессы обновления электротранспорта. В рамках нового проекта правительства РФ и корпорации «ВЭБ.РФ» по модернизации сетей городского наземного электрического транспорта заключено концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети. Оно предусматривает реконструкцию 35 км трамвайных путей и семи тяговых подстанций, реконструкцию трамвайного депо «Балатово» и поставку 44 трамвайных вагонов. Общая стоимость проекта составит 16,3 млрд руб. Часть из них будет выделена федерацией, часть внесут бюджеты края и города, остальное – заемные средства инвестора. Реализация проекта запланирована в три этапа – на 2023–2025 годы. Таким образом, новая трамвайная сеть появится в Перми за три года. А благодаря федеральной и региональной поддержке затраты на ее создание сократятся в 2,5 раза. Срок действия концессионного соглашения составит 20 лет. Результатом проекта станет рост скорости движения трамваев более чем на 30%, снижение риска сбоев, повышение надежности и комфортности трамвайного движения.
Эксперты высоко оценили передовой опыт Перми. Председатель правления Союза пассажиров РФ Кирилл Янков заметил, что Пермь сейчас – «лидер по реформированию общественного транспорта». Среди позитивных моментов он отметил сохранение железнодорожной ветки Пермь I. По словам специалиста, это первый в России транспортно-пересадочный узел связывающий речной и железнодорожный вокзал. «Мало где это сделано», – сказал эксперт.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов подтвердил, что Пермь входит в список лучших городов по уровню развития транспорта. Он подчеркнул, что благодаря грамотному подходу к тарифной политике, изменению маршрутной сети и контролю в городе удалось снизить бюджетную нагрузку на выполнение транспортной работы на 800 млн руб. за один год, а также обеспечить рост пассажиропотока по итогам 2022 года на уровне 2019 года. «Это свидетельствует о росте доверия граждан к общественному транспорту», – резюмировал Илья Зотов.
Союз российских городов (СРГ) – крупнейшее объединение муниципалитетов России, созданное в 1991 году. В составе Союза 86 муниципальных образований Российской Федерации, 69 из них являются центрами субъектов Российской Федерации. Союз российских городов обобщает опыт работы органов местного самоуправления и муниципальных образований, готовит предложения по совершенствованию их деятельности и по внесению изменений в законодательство о местном самоуправлении в органы государственной власти.