С «Гладильщицей» получилось не гладко
От Фонда Гуггенхайма требуют вернуть картину Пикассо
В Верховный суд Манхэттена подан иск, в котором утверждается, что картина Пабло Пикассо «Гладильщица» (1904) неправомерно находится во владении Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Согласно иску, картина была в 1938 году продана под принуждением, поскольку ее владелец Карл Адлер вместе с женой Рози Якоби был вынужден бежать из управляемой нацистами Германии. Восемь наследников Адлера (граждане Аргентины и США) требуют вернуть картину или выплатить компенсацию, соизмеримую с ее текущей рыночной ценой, которая составляет от $100 млн до $200 млн. Кира Долинина считает, что предсказать исход дела не так легко.
Судьбу «Гладильщицы» до ее появления в Музее Гуггенхайма (на фото — картина на выставке 1952 года) теперь будет изучать суд
Фото: Keystone-France / Gamma-Rapho / Getty Images
Ситуация, вроде бы уже ставшая привычной,— судебных дел, в которых наследники собственников-евреев требуют вернуть им украденные, конфискованные или проданные под принуждением в период правления нацистов произведения искусства, много. Иногда, как и в этом случае, речь идет о безусловных шедеврах и центральных экспонатах постоянной экспозиции самых именитых музеев мира. Одного только «Портрета Адель Блох-Бауэр» («Золотой Адели») Климта, покинувшей в 2005 году по решению суда галерею Бельведер в Вене, хватило бы для того, чтобы все музеи сильно напряглись по поводу происхождения своих шедевров.
Однако напрячься им велел и закон — еще в 1998 году Германия и еще 43 государства подписали так называемые «Вашингтонские принципы», по которым обязывались возвращать бывшим владельцам незаконно изъятые у них картины и после истечения срока давности.
Созданы открытые реестры пропавших произведений искусства, множество еврейских организаций и частных лиц занимаются их поиском. В 2016 году в США был принят «Закон о реституции произведений искусства, экспроприированных во время холокоста», согласно которому важнейшим основанием для подобных исков является установление факта, что произведение искусства было продано незаконно или путем вымогательства. Именно на этот закон и опирается иск по поводу «Гладильщицы» Пикассо.
Оснований для иска у наследников Карла Адлера более чем достаточно. Провенанс картины известен и никогда сомнению не подвергался: холст был куплен баден-баденским бизнесменом Адлером в галерее Генриха Таннхаузера в Мюнхене в 1916 году. В 1938 году семья Адлер-Якоби была вынуждена бежать от нацистского режима в Аргентину. Для того чтобы оплатить свое бегство, они срочно распродавали свои активы, включая и картину Пикассо — ее выкупил у Адлера сын Генриха Таннхаузера, Джастин. Тут надо следить за цифрами: в 1938 году Адлеры получают за картину 6887 швейцарских франков (около $1552). Для того чтобы эта цифра заговорила, надо знать, что уже через год полотно будет передано на выставку амстердамскому Stedelijk Museum со страховой оценкой в $20 тыс. А еще через несколько месяцев — нью-йоркскому МоМА со страховой оценкой в $25 тыс. То есть полученная Адлером сумма составляла менее 8% от меньшей из указанных цен на это полотно.
Документы об этих оценках «Гладильщицы» Пикассо приведены в иске к Фонду Гуггенхайма и дают более чем убедительные основания для утверждения истцов, что «Таннхаузер был хорошо осведомлен о бедственном положении Адлера и его семьи» — мол, если бы не преследование нацистов, Адлер никогда бы не продал картину по такой цене.
«Таннхаузер, как ведущий арт-дилер Пикассо, должен был знать, что приобрел картину по бросовой цене»,— говорится в иске.
Фонд Гуггенхайма считает иск «безосновательным». Во-первых, он указывает, что провел углубленное изучение провенанса при передаче картины музею в постоянное владение в 1978 году и что тогда сотрудники музея связались с сыном Адлера, Эриком, и тот «не высказывал никаких опасений по поводу картины или ее продажи». Второй довод и вовсе этически сомнителен: юристы Гуггенхайма напоминают, что и Таннхаузеры были евреями и что они также вынуждены были закрыть свой бизнес в Германии и перенести галерею в Париж в 1935-м. То есть сделка между двумя евреями, согласно этой логике, не может быть «вынужденной» для одной из сторон?
На чью сторону встанет суд, неизвестно. Адвокаты наследников Адлера начали переговоры с Фондом Гуггенхайма еще в 2017 году, то есть срок извещения владельца произведения искусства о том, что оно может быть востребовано в рамках процесса реституции, определенный в шесть лет, соблюден.
Позиция музея пока непоколебима. Однако и основания у иска почти железобетонные, с документами о страховых оценках картины в 1939 году истцам очень повезло.
Для экспозиции музея потеря «Гладильщицы» будет ударом, но не страшным — один только зал Таннхаузера в нью-йоркском Гуггенхайме переполнен шедеврами. Но в разговорах вокруг этого иска есть и еще одна важная нота — то, что евреи имеют право на реституции изъятых всеми способами нацистами у них произведений искусства, бесспорно. Но почему только они? Все музеи полны вещами, в той или иной мере незаконно вывезенными из мест своего обитания. Ну и новости полны такими историями — то Греция требует скульптуры Парфенона у Британии, то Франция обещает отдать все, что навывозила из своих африканских колоний.
Общего решения у проблемы нет и быть не может. Пока единственным способом представляется судебный процесс по каждому конкретному поводу — и тогда, как бы ни оплакивала, скажем, свою «Золотую Адель» Австрия, именно суд ставит точку.
В случае с «Гладильщицей» к тому же точкой могла бы стать выплата компенсации за картину. Пикассо, конечно, самый дорогой из художников ХХ века, но это тоже рабочий вариант.
Фотогалерея
Жизнь и творчество Пабло Пикассо
Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанском городе Малага. При крещении мальчик получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Отец был учителем рисования и приобщил сына к живописи. В восемь лет Пикассо написал первую картину маслом и назвал ее «Пикадор». Художник до конца жизни не расставался с этим небольшим по размеру холстом
Фото: AP
По настоянию отца Пикассо сдал экзамены в школу изящных искусств Ла-Лонха. Несмотря на то, что юноша был еще молод для обучения там (на тот момент ему было 14 лет), он блестяще сдал вступительные экзамены и был принят. Первые работы художник подписывал фамилией отца — Ruiz Blasco, а позднее выбрал в качестве творческого псевдонима фамилию матери — Picasso. В 1897 году Пикассо уехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо
Фото: AP / J.J. Levy
В 1900 году, после посещения Всемирной выставки в Париже, Пикассо начинает экспериментировать с цветом. В истории искусств раннее творчество художника разделили на два этапа: «голубой» — наполненный мрачными мотивами и холодными красками, и «розовый» — с преобладанием розовых тонов и мотивами странствия и поиска
Фото: AP
«Сначала человек демонстрирует все лучшее, что в нем есть, потом он демонстрирует то, что есть на самом деле. В каждом человеке есть дурной характер, странные черты и заморочки, но в некоторых есть и божественное начало. Если божественного не достаточно, чтобы стоило терпеть человеческое, искусства не получится. Как только человеческие черты начинают перевешивать, Муза превращается в назойливую бабу»
Фото: AP
После экспериментов с цветом Пабло Пикассо переключился на анализ формы. Начиная с 1905 года в его картинах уже заметны деформация и деструкция натуры. В 1907 году вместе с Жоржем Браком Пикассо выводит основные постулаты кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства
На фото: с чилийским поэтом Пабло Нерудой
Фото: AP
В 1916 году сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати привлекли Пикассо к постановке балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Художник делал костюмы для танцоров и декорации к спектаклю. Критики неоднозначно восприняли новаторские идеи создателей «Парада». Критик Лео Польдес писал о постановке: «Геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят». При этом Сергей Дягилев был доволен результатом, поэтому сотрудничество художника и балетной труппы продолжилось
Фото: AP / J.J. Levy
Во время работы над декорациями к балету Пабло Пикассо познакомился с танцовщицей Ольгой Хохловой. Они поженились в 1918 году в русской церкви в Париже. Через три года у них родился сын Пауло. Семья распалась в 1935 году
Фото: AP
После этого у Пабло Пикассо было несколько продолжительных романов. В 1935 году у него родилась дочь Майа от Мари-Терез Вальтер. В 1947 во время романа с художницей Франсуазой Жило родился второй сын Клод, а позднее — дочь Палома
На фото: Пабло Пикассо с Франсуазой Жило и их детьми
Фото: AP
«Для меня существует лишь два типа женщин: богини и тряпки для вытирания ног»
Фото: AP
«Вдохновение существует, но оно приходит во время работы»
Фото: AP
С середины 1920-х годов и до Второй мировой войны в творчестве Пикассо наступает период нервных поисков, которые иногда называют сюрреалистическим периодом. Художник теряет контроль над формой, рисует абстрактные картины, образы на которых раздуты до абсурда. В то же время он начинает экспериментировать со скульптурой, в которой также отражаются тревожные настроения — монструозные формы, сочетающие реализм и абсурд
Фото: AP
В 1937 году Пабло Пикассо создает одно из своих самых масштабных произведений — полотно под названием «Герника». Вызванные бомбардировками этого города переживания были воплощены формой и цветом. Предстоящая война начинает лейтмотивом проходить через все работы Пикассо этого периода
Фото: AP
«Дайте мне музей и я заполню его»
После войны творческий гений Пикассо успокаивается, становится более смиренным. Художник начинает работать с керамикой. Работы последних 15 лет жизни художника сложно отнести к какому-либо направлению, они разнообразны по жанрам
Фото: AP / H. Babout
Последней женой испанского живописца стала Жаклин Рок (на фото). Они заключили брак, когда Пикассо было уже 80 лет. После смерти супруга Жаклин Рок покончила жизнь самоубийством
Фото: AP
Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Ему был 91 год. Художник похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт
Фото: AP
«Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет»
По данным Музея современного искусства в Нью-Йорке, за свою долгую жизнь Пабло Пикассо создал около 20 тыс. работ. Кроме того, искусствоведы признают испанского живописца самым дорогим художником в мире. В частности, его «Алжирские женщины (версия О)» установили на аукционе Christie’s в мае 2015 году абсолютный рекорд стоимости произведения искусства. Картина была продана за $179,3 млн
Фото: AP
В мире открыто несколько музеев Пикассо, коллекции которых состоят в основном из произведений испанского живописца: в Барселоне (открыт в 1963 году), в Париже (1980) и в родной для Пикассо Малаге (2003)
Фото: AP
«Настоящие художники — Рембрандт, Джотто, а я лишь клоун. Будущее в искусстве за теми, кто сумеет кривляться»
Фото: AP